СЕТЬ — ПРОСТРАНСТВО НОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

13 февраля 2010
от

А.А.Калмыков

Сеть  предоставляет множество дополнительных возможностей для самообучения интернет-журналистике. Причем, непрерывное самообразование в области медиа сегодня доступно всем аудиториям.

Так, например, на базе Казанского государственного университета создана мощная социальная сеть MediArt1 специально для студентов, аспирантов и преподавателей факультета журналистики КГУ. Рубрикатор блога сети выглядит следующим образом: журналистика, связи с общественностью, реклама, маркетинг, бойцовский клуб, медиа/спец/вакансии, кино-литература, фестивали-конкурсы-конференции, курсы-тренинги-УМК, студия В.В.С., исследования.

Приведем  примеры заголовков публикаций на этом ресурсе: Фоторепортаж как жанр Интернет журналистики (на материалах сайта e-kazan.ru) – курсовая в виде доклада; Алгоритм поведения журналиста, обеспечивающий его информационную безопасность в блогосфере – курсовая – Савва Терентьев, Виктория Маковская, Дмитрий Соловьев, Ольга Лысова – все они были привлечены к ответственности за свои записи в ЖЖ; Мобильная газета как разновидность электронных СМИ – курсовая в виде доклада.; В Нижнекамске сегодня не принято писать об экологии – курсовая.; Как зомбируют и программируют нас, простых граждан.; Создание конвергентной редакции в региональном медиа-холдинге – дипломная работа.; История кино: курс для тележурналистики – методическое пособие.

Иными словами, в публикациях блога  этой сети присутствуют и качественные журналистские статьи на актуальные темы, и, результаты учебных работ (курсовые и дипломные), и учебно-методические материалы, и объявления о предстоящих  событиях – конкурсах, олимпиадах и т.п. Публикации активно комментируются и обсуждаются.

Таким образом, организаторам ресурса  удалось объединить учебный процесс  с работой в сети, что особенно важно для студентов, которые  приобретают практический опыт журналисткой работы.

Сам же MediArt можно рассматривать как профессиональное интернет-СМИ современного типа, поскольку он основан на технологиях веб2.0.

Сошлемся на мнение одного из его организаторов (В.В.Сыченкова):

Вопрос: Стал ли сайт практической площадкой для студентов, обучающихся по специализации интернет-журналистика?

Ответ: Конечно. Мы пробуем делать некий канал коммуникации, на базе которого студенты учились бы не просто размещать материалы, но и пытаться работать со специализированными аудиториями, как, например, журналисты. Сейчас в университете нет телетрансляторов, как это было раньше, а у нас на сайте студенты и преподаватели могут получить отклики на свои материалы. Кроме трех изначально запланированных рубрик, был запущен механизм четырех форумов, касающихся карьеры и работы, общения, корпорации и критического разбора творчества СМИ РТ. Все они популярны. Здесь можно узнать, интересен ли твой материал, какова его оценка читателями.»2

И несколько слов про журналистский web2.0.

В интернет пространстве, как части  информационного пространства, в самое последнее время появилось ряд журналистских ресурсов обозначающих свое принципиальное отличие не только от традиционных (офф-лайновых) СМИ, но и от ставших уже традиционными интернет-СМИ. Этот факт подчеркивается и в их названии: СМИ2-клуб (smi2.ru), Газета 2 (gazeta.lv), News2 (News2.ru), и т.д. Цифровой идентификатор – два или два точка ноль – здесь, не только указатель принадлежности к технологии WEB2.0, но и знак приверженности наследуемого от WEB2.0 принципа версиальности или «вечной беты». Причем версиальность распространяется не только на журналистский материала, но и на способы его представления, и форму его существования в информационно-коммуникативной среде. Сама по себе эволюционирующая структура информационного ресурса становится частью сообщения, в полном соответствии с известным тезисом М.Маклюена: «медиа есть месседж».

Появление WEB2.0 (2003г.- по настоящее время) характеризуется координальными изменениями по отношению к контенту, пользователю, и рынку. Сеть действительно начала приближаться к тому, чем она должна быть согласно своей топологии, и более того она приобрела способность менять структуру взаимоотношений вне самой себя.

Рассмотрим, например, социальную новостную сеть SMI2.ru (URL: http://smi2.ru/). На его главной странице SMI2.ru определяется как ресурс «где любой может поделиться интересными новостями с сообществом, вести захватывающие дискуссии с другими пользователями, стать авторитетным СМИшником и даже зарабатывать вместе со SMI2!». Организаторы сети обещают участникам, что каждый из них может создать бесплатно свое собственное СМИ (или Stand-Alone-блог на базе платформы SMI2) и сразу же получать посетителей, комментарии пользователей и материалы! Ресурс использует форму мотивации активности пользователей заимствованные из ролевых игр, такие, например, как «вошебство», «вознесение», «энтропия», «топить – поднимать новость», «рассказать Миру», «стаж», «волшебная обводка» и т.п. Помимо игровой мотивации пользователям предлагается возможность заработать на участии в сети, посредством публикации новостей на своем сайте, установки монетизируемого новостного виджета на свой сайт и т.п.

Здесь мы не будем подробно раскрывать смысл этих понятий. Важно отметить, что новостной ресурс, за счет мотивации активности читателей показывает в реальном времени картину «повестки дня», в которой «актуальная тема» определяется читателями (пользователями), а не авторами новостных публикаций.

На  аналогичной, но более простой схеме  работает сервис «Новости 2.0» — http://news2.ru/ являющийся русским аналогом популярного сайта digg.com. Это новостной сайт, управление которым также осуществляется самими участниками, которые выбирают самые интересные и актуальные темы. При этом новости сортируются по следующим критериям: основной критерий — рейтинг. Он зависит от даты добавления новости, репутации участника, который ее добавил, количества участников, одобривших ее за определенный период (неделя, месяц, 3 месяца), количества комментариев, количества жалоб на эту новость, а также динамики этих параметров.

Другой  сервис Газета2 – URL: http://www.gazeta.lv/, ориентирует пользователей уже не на перепечатку статей из других источников, а на публикацию собственных материалов: «На портале могут размещаться только публикации самих авторов. Если зарегистрированный пользователь не обладает правами на публикуемый им материал, но хочет ознакомить с ним других, он должен указать ссылку на источник, откуда материал взят».

Еще один, достойный упоминания сервис «Newsland — место, где обсуждают новости» — URL: http://www.newsland.ru/. Newsland позиционируется как сочетание сервиса, контента и аудитории. Его интерактивность позволяет атуализировать ленту новостей, оценивая оригинальность, новизну и важность материала. Каждая статья имеет характеризуется объективным пользовательским рейтингом популярности. Таким образом определяются самые актуальные и, главное, дискуссионные новости, найденные в Сети.

Обладает  этот сервис и рядом особенностей. В частности ведет так называемое досье. В «Досье Newsland» . заносятся люди, места, события, ставшие информационным поводом для новостей. «Досье» состоит из четырех разделов: Персоны — биография ключевых фигур бизнеса, политики, спорта, шоу-бизнеса, культуры. События — происшествия, эксперименты и другие события, имеющее государственное или мировое значение. Места — краткое описание мест действия важнейших событий. Организации — компании, некоммерческие объединения, общественные организации, ставшие объектом внимания СМИ.

В рунете сейчас несколько десятков подобных сервисов. Их объединяет новостной  характер, интерактивность и система  мотивации активности пользователей. Новости на них размещаются в следующих разделах: общество, деньги, происшествия, интернет, технологии, здоровье, культура, наука, спорт, авто, туризм, недвижимость и т.п. Этот рубрикатор незначительно варьируется от ресурса к ресурсу. Варьируются также дополнительные сервисы и функции, а также рейтинговая система мотивирования пользователей и оценок актуальности новости. Однако можно утверждать что, не смотря на различия общая черта этих сервисов актуализация повестки дня посредством оценки популярности той или иной новости.

Новостная информация на этих ресурсах проходит следующую обработку: новость отыскивается волонтерами, чаще всего в традиционных интернет-СМИ, где работают профессиональные журналисты, размещается на ресурсе, а затем подвергается рейтинговой оценке и комментированию пользователей. Таким образом, формируется топ новостей, отражающий картину повестки дня, объективированную интересами и предпочтениями аудиторий.

Конечно, можно предполагать, что организаторы ресурсов в принципе способны влиять на этот процесс, посредством модерирования и подтасовки результатов оценки в соответствии со своими идеологическими задачами, но наличие десятков конкурирующих друг с другом аналогичных сервисов значительно ограничивает эту возможность. И действительно, наш анализ списка наиболее рейтинговых новостей по дням показывает, что в итоге формируется достаточно единообразная картина актуальных новостей.

Этот  меняющийся ежедневно новостной  поток нацелен на отражение того, что можно определить как «современность». Таким образом, при оценке зоны ответственности интернет журналистики необходимо обратить внимание на фиксацию современности, как некого событийного потока и интерактивную трансляцию состояния событийности публике. Актуальность и фактичность журналистики является ее естественным свойством, однако, формы реализации актуальности в связи с освоением телекоммуникационных технологий журналистикой трансформируются в направлении усиления интерактивности и ослабления влияния заданной повестки дня.

В целом же сегодня, приобретение навыков журналисткой деятельности начинается с освоения электронной переписки, затем публикаций на форумах, чатах, блогах, участия в дискуссиях, публикации комментариев, а также создания своих фотогалерей, фото и видеорепортажей и т.п. В конечном счете, создание и ведение собственных интернет-ресурсов, а также активное участие в коллективных сетевых новостных ресурсов вроде СМИ2. Поскольку все вышеперечисленное сегодня стало особенно популярно, не в последнюю очередь из-за того, что в сети появилось множество бесплатных ресурсов, пользование которыми не требует каких либо специальных знаний по вебмастерингу. Достаточно упомянуть такие популярные социальные сети как: одноклассники3, мой мир4, мой круг5, в контакте6 и многие другие.

Кроме сетей, общего назначения, появилось  большое количество ресурсов обладающих определенной специализацией. Так в  сети профессионалов – профессионалы.ру7 – конференции создаются для специалистов различных областей, но прежде всего, конечно, СМИ, PR, маркетинг и вебмастеринг. Аналогично организованны такие сети как: SciPeople (научная сеть)8 предназначенная для ученых, аспирантов, студентов, и являющаяся средой научного общения и распространения знаний и данных; политическое экспертное сообщество STRATEGiUM — http://strateger.net/ и многие другие.

Отдельно  следует сказать о новой возможности, которую предлагают некоторые глобальные ресурсы, например, система гугл. Эта  система предлагает всем зарегистрированным пользователям самостоятельно сформировать личный журнал, не только сконструировав его дизайн по собственному вкусу, но и определив содержательное наполнение, включив в страницу виджеты на темы, интересующие пользователя. Возникает уникальная ситуация когда читатель сам и под себя создает журнал или газету, в которой не будет ничего лишнего, а будет только интересующая его новейшая информация. Такого рода «издание» иногда называют индивидуальным или персональным журнализмом, хотя персональным журнализмом в теории журналистики называется нечто иное, а именно журнал одного автора, а тут мы имеем дело с журналом одного читателя.

Возможно, более корректно называть это  явление аутожурнализмом.

Подобная  тенденция, очевидно, будет развиваться и дальше. В частности гугл (URL: http://google.ru/) постоянно совершенствует методы предложения пользователям информации, на основании круга его интересов, выявленных посредством семантического анализа переписки и поисковых запросов. Это уже другой тип журнала – журнал, подстраивающийся под конкретного читателя. Подобную журналистику можно назвать семантической. Так формируется семантический журнализм.

Кроме того следует упомянуть приложения для мобильных устройств, открывающие  эру «мобильной» журналистики, со своими правилами, своим языком, тематикой, и стилистикой. Впрочем, называть ее мобильной тоже не корректно, поскольку вся журналистика по определению, должна быть мобильной. Можно предложить такой термин трансфер-журналистика. Его смысл раскрывается через понимание трансфера, как переноса информации на мобильное устройство, а также через специфику ее восприятия в процессе передвижения на общественном транспорте, в автомобиле, поезде, самолете. Трансфер-издания будут читать, также как читали в метро утренние газеты. Не лишним будет упомянуть и такое значение термина «трансфер», как одного из способов нанесения изображений на текстиль при температуре от 120?С до 190?С. Технология подразумевает нанесение изображения с промежуточного носителя (специальной бумаги или пленки) при помощи термопресса. Метафора термопресса здесь интерпретируется как признак горячего медиа, по Маклюэну.

Наша  попытка терминологической определенности, все таки не  снимает проблему именования этих новейших журналистских продуктов: «журнал одного читателя», «самонастраивающийся на индивидуального читателя журнал», «газета на мобильнике». Обострение проблемы терминологической определенности  является свидетельством ускорения изменения медиаландшафта, и запаздывания не только научной рефлексии этих явлений, но и маркетинга: новые функции уже присутствуют, но вне какого либо бренда. Ни у журналистов, ни у философов, ни у маркетологов не хватает фантазии, чтобы именовать это явление, и этим приватизировать его. Возможно здесь еще один неожиданный феномен сетевой культуры – порождение неименуемых вещей.

В связи с развитием новых форм журналисткой деятельности и новых  каналов распространения информации плотность медиаприсутствия в обычной жизни резко увеличивается. Это, с одной стороны, является фактором и стимулом формирования медиакультуры, а с другой новым цивилизационным вызовом, на который нужно учиться отвечать.

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1