Боевой PR в интернете
Александр А.Калмыков
При входе на сайт одной ссылочной биржи можно прочитать следующий слоган “статейный маркетинг необходим для Пиара. А PR – это влияние на интернет-общественность”.
Можно сказать, что такое представление о PR несколько устарело, поскольку PR это не влияние, а взаимовлияние, и даже взаимодействие, но когда речь идет о войне…
Где-то в интернете попалась мне статья в которой е-PR разделялся на три вида:
- Net PR, то есть, пресс-релизы, чаты и форумы, использующиеся для распространения информации.
- Online PR, в рамках которого пользователи получают доступ в сети Интернет к офлайновым данным, например, сайты, предоставляющие информацию целевой (таргетированной) аудитории.
- Web PR: веб-конференции, веб-презентации, социальные сети и т.п.
Основа различения: NET (рыбачья сеть) – Online (на связи) – WEB (паучья сеть). В этой последовательности отражена эволюция самого пиара.
Вот такая получается формула: N-O-W или У-П-В
Действительно: в начале Уловление, затем Приручение через декларируемую прозрачность и доверие, и наконец Вовлечение (вербовка). Здесь узнается и технология брендинга.
Такова главная стратегема боевого ПР. Пришел – Покрасовался – Победил.
Плацдарм на котором разворачиваются боевые действия понятен – это интегрированное информационно-коммуникативное пространство, состоящее из локальных информационно-коммуникативных пространств различных общественных групп и индивидов.
Первой тактической задачей является проникновение в локальные информационные пространства, то есть в реальности индивидов и социумов. Попросту говоря, в начале нужно чтобы в их реальностях мы заняли свое место, причем не важно какое. Чтобы о нашем существовании просто узнали. Это то, что делает информация в журналистском понимании.
Однако этого не достаточно. Ведь нужно чтобы нас прописали в своих реальностях именно такими какими мы есть или, в крайнем случае, такими какими хотим казаться. А то получиться, что мы вовсе и не мы, а скрывающиеся под нашими именами неизвестные существа. Искажения образов возникают там не только естественным путем, но и стараниями доброхотов-конкурентов. Ковровые информационные бомбардировки, на которых держится реклама, помогут лишь на первое время. Следовательно нужно чтобы нас узнали лучше, нужно ненавязчиво дать возможность желающим узнавать о нас больше, и в наиболее удобной форме. Этому и служат всякого рода пресс-релизы, подписки и информационные сайты. Нужно быть не просто узнаваемым, а знакомым, коммуникация с которым обыденная и повседневная. Это вторая тактическая задача.
Лишь после этого возможно решение третьей главной задачи – сократить дистанцию до такой степени, когда можно будет использовать термины: “свой”, “друг”, “соратник” как по отношению к себе у них, так и по отношению их у себя. А это есть не что иное как расширение своей информационно-коммуникативной телесности. Иными словами – цель не оккупация информационно-коммуникативного пространства, а освоение его, адаптация в нем как в своей ойкумене (жизненном мире). Тут и приходят на помощь форумы, блоги и социальные сети, предоставляющие возможность живого общения, то есть соучастия и сосуществования.
Плацдарм определен, стратегия выстроена, но кто же противник, с кем воюем?
На первый взгляд кажется, что ответ очевиден: конкуренты. Экономические, политические, геополитические, социокультурные, этнопсихологические и т.д. и т.п. Однако война с конкурентами ведется в рамках совсем другого ПР. Его ошибочно называют черным, хотя правильнее называть негативным. Черный ПР это тот который осуществляется вне Закона. Например, оплата журналисту в конверте за размещение ПР-статьи в своем издании – черный ПР, не смотря на то, что в статье нет ни слова лжи и носит она вполне позитивный характер. Негативный ПР вполне легитимен, если не содержит откровенной лжи и клеветы. Но задачи его, в рамках рассматриваемой стратегемы, прямо противоположны:
1. Замалчивание присутствия конкурента в информационно-коммуникативных пространствах целевых аудиторий и искажение его имиджа.
2. Блокировка или зашумление информационных каналов конкурента. Например “забалтывание” актуальных тем, инициированных конкурентом, выступления с целью дискредитировать не сколько конкурента, а сколько информации им предоставляемой, и&либо переключить внимание на себя. Используются также вирусные атаки на сайты, заспамливание и т.п. Последнее впрочем нельзя отнести к легитимным методам.
3. Перевербовка. Тут вроде все ясно – есть задача сделать “своего” для конкурента “своим” для себя. Особо показательна ситуация на политической арене, где в одном и том же послании содержится позитивный ПР для своего и ничейного (за него главная борьба) электората, и негативный для чужого электората. Естественно, что основным нападкам в этой ситуации подвергается потенциальный лидер.
Негативный ПР, таким образом, это работа локтями, стремление захватить место, занимаемое конкурентом. Противник тут конкурент, о котором в исходной формуле нет даже упоминания. Ясно также, что негативный ПР по сути своей деструктивен, поскольку ведет к дегармонизации информационно-коммуникативного пространства в целом.
Парадокс, для чего и за что воюем – знаем, а с кем нет. Остается предположить, что противник не кто, а что. То есть, природа социокультурных отношений современной цивилизации. Так может быть цивилизация и есть главный супостат, или, напротив культура, ведь ПР это скорее цивилизационное образование? Неожиданный разворот получается, не правда ли? Он заставляет задуматься: а что мы делаем на этой войне?
В заключении пару слов про интернет, причем здесь он? Не причем, поскольку все выше изложенное было с начала времен без всякого NEТ, OnLine и WEB. Однако с его появлением боевые действия в информационно-коммуникативном пространстве приобрели невероятную оперативность, что заставляет задуматься о том, что цивилизация действительно перешла на новую ступень своего развития для которой уже плохо подходят испытанные веками механизмы социальной регуляции. Так что скорее всего в данном контексте следует говорить о революции, а если и о войне, то о гражданской.
Похожие статьи
