Боевой PR в интернете

28 ноября 2011
от

Александр А.Калмыков

При входе на сайт одной ссылочной биржи можно прочитать следующий слоган  “статейный маркетинг необходим для Пиара.  А PR – это влияние на интернет-общественность”.

Можно сказать, что такое представление о PR несколько устарело, поскольку PR это не влияние, а взаимовлияние, и даже взаимодействие, но когда речь идет о войне…

Где-то в интернете попалась мне статья в которой  е-PR разделялся на три вида:

  • Net PR, то есть, пресс-релизы, чаты и форумы, использующиеся для распространения информации.
  • Online PR, в рамках которого пользователи получают доступ в сети Интернет к офлайновым данным, например, сайты, предоставляющие информацию целевой (таргетированной) аудитории.
  • Web PR: веб-конференции, веб-презентации, социальные сети  и т.п.

Основа различения:  NET (рыбачья сеть) – Online (на связи) – WEB (паучья сеть).  В этой последовательности отражена эволюция самого пиара.

Вот такая получается формула:  N-O-W или У-П-В

Действительно: в начале  Уловление, затем Приручение через декларируемую прозрачность и доверие, и наконец Вовлечение (вербовка).  Здесь узнается и технология брендинга.

Такова  главная стратегема боевого ПР. Пришел – Покрасовался  – Победил.

Плацдарм на котором разворачиваются боевые действия понятен – это интегрированное информационно-коммуникативное пространство, состоящее из локальных информационно-коммуникативных пространств различных общественных групп и индивидов.

Первой тактической задачей является проникновение в  локальные информационные пространства, то есть в реальности индивидов и социумов. Попросту говоря, в начале нужно чтобы в их реальностях мы заняли свое место, причем не важно какое.  Чтобы о нашем существовании просто узнали.  Это то, что  делает информация в журналистском понимании.

Однако этого не достаточно. Ведь нужно чтобы нас прописали в своих реальностях именно такими какими мы есть или, в крайнем случае, такими какими хотим казаться. А то получиться, что мы вовсе и не мы, а скрывающиеся под нашими именами неизвестные существа.  Искажения образов возникают там не только естественным путем, но и стараниями доброхотов-конкурентов.  Ковровые информационные бомбардировки, на которых держится реклама, помогут лишь на первое время. Следовательно нужно чтобы нас узнали лучше, нужно ненавязчиво дать возможность желающим узнавать о нас больше, и в наиболее удобной форме. Этому и служат всякого рода пресс-релизы, подписки и информационные сайты.  Нужно быть не просто узнаваемым, а знакомым, коммуникация с которым обыденная и повседневная. Это вторая тактическая задача.

Лишь после этого возможно решение третьей главной задачи – сократить дистанцию до такой степени, когда можно будет использовать термины: “свой”, “друг”, “соратник” как по отношению к себе у них, так и по отношению их у себя. А это есть не что иное как расширение своей информационно-коммуникативной телесности. Иными словами – цель не оккупация информационно-коммуникативного пространства, а освоение его, адаптация  в нем как в своей ойкумене (жизненном мире). Тут и приходят на помощь форумы, блоги и социальные сети, предоставляющие возможность живого общения, то есть соучастия и сосуществования.

Плацдарм определен, стратегия выстроена, но кто же противник, с кем воюем?

На первый взгляд кажется, что ответ очевиден:  конкуренты. Экономические, политические, геополитические, социокультурные, этнопсихологические и т.д. и т.п. Однако война с конкурентами ведется в рамках совсем другого ПР. Его ошибочно называют черным, хотя правильнее называть негативным. Черный ПР это тот который осуществляется вне Закона. Например, оплата журналисту в конверте за размещение ПР-статьи в своем издании – черный ПР, не смотря на то, что в статье нет ни слова лжи и носит она вполне позитивный характер. Негативный ПР вполне легитимен, если не содержит откровенной лжи и клеветы. Но задачи его, в рамках рассматриваемой стратегемы, прямо противоположны:

1. Замалчивание присутствия конкурента в информационно-коммуникативных пространствах целевых аудиторий и искажение его имиджа.

2. Блокировка или зашумление информационных каналов конкурента. Например  “забалтывание” актуальных тем,  инициированных конкурентом,  выступления с целью дискредитировать не сколько конкурента, а сколько информации им предоставляемой, и&либо переключить внимание на себя.   Используются также вирусные атаки на сайты, заспамливание  и т.п. Последнее впрочем нельзя отнести к легитимным методам.

3. Перевербовка. Тут вроде все ясно – есть задача  сделать “своего” для конкурента “своим” для себя. Особо показательна ситуация на политической арене, где в одном и том же послании содержится позитивный ПР для своего и ничейного (за него главная борьба)  электората, и негативный для чужого электората. Естественно, что основным нападкам в этой ситуации подвергается потенциальный лидер.

Негативный ПР, таким образом, это работа локтями, стремление захватить место, занимаемое конкурентом. Противник тут конкурент, о котором в исходной формуле нет даже упоминания.  Ясно также, что негативный ПР по сути своей деструктивен, поскольку ведет к дегармонизации информационно-коммуникативного пространства в целом.

Парадокс, для чего и за что воюем – знаем, а с кем нет. Остается предположить, что противник не кто, а что. То есть, природа социокультурных отношений современной цивилизации. Так может быть цивилизация и есть главный супостат, или, напротив культура, ведь ПР это скорее цивилизационное образование?  Неожиданный разворот получается, не правда ли? Он заставляет задуматься:  а что мы делаем на этой войне?

В заключении пару слов про интернет, причем здесь он?  Не причем, поскольку все выше изложенное было с начала времен без всякого NEТ, OnLine и WEB. Однако  с его появлением боевые действия в информационно-коммуникативном пространстве приобрели невероятную оперативность, что заставляет задуматься о том, что цивилизация действительно перешла на новую ступень своего развития для которой уже плохо подходят испытанные веками механизмы социальной регуляции. Так что скорее всего в данном контексте следует говорить о революции, а если и о войне, то о гражданской.

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1