Возможна ли модернизация без модерирования?

29 мая 2012
от

Задача осовременивания (модернизации) российской экономики проблематична во многих аспектах. Главное, что вызывает сомнение это несовременность самой модернизации. Эпоха модерна как будто завершилась,  – стоит ли к ней возвращаться?
Тем более что для этой эпохи характерны: идеологический тоталитаризм, репрессии как метод обеспечения политической стабильности, военное противостояние как средство консолидации и  мобилизации народа и т.п.  Именно это позволяло управлению быть эффективным в фашисткой Германии, странах социалистического лагеря,  и  в странах, так называемого «свободного мира».
Очень хотелось бы надеяться, что под  курсом на модернизацию уже не подразумевается возвращение к модерну с присущему ему тоталитарными методами. Они несовместимы  со сложившейся в России полиархической политической системой. Так что попытаемся отвлечься от изначальных смыслов модерна, и будем надеяться, что под модернизацией ничего другого не подразумевается кроме доведения отечественных  технологических и управленческих систем до современного мирового уровня.
Но и этот путь не лишен препятствий. Достаточно часто по телевизору можно видеть как Премьер или Президент посещают какой-нибудь маленький город – видят там безобразия, и тут же устраняют их.  Почему до этого ничего не делал тот, кто за это отвечает: губернатор, профильный министр, мэр города, префект, или слесарь ЖЭКа Иван Иванович (на выбор)   – вопрос риторический. Конечно, можно отнести эти случаи к специально организованному событию ради повышения политического рейтинга лидеров. Это отчасти правда, но лишь отчасти. Правда и то, что  без ручного управления, в нашем государстве все делается через пень-колоду.

Без модерирования процессов высшими должностными лицами никакие процессы, в том числе и модернизации, не идут.

А это уже проблема системного свойства. Связана она с еще более глубинными причинами, восходящими к актуальной системе отношений государства, чиновников, бизнеса. Она сложилась в основном в постсоветсткие годы, но и от советского периода наследовала наиболее худшие черты.  Например, ни для кого не секрет, что   безопасность бизнеса, его устойчивость к рейдерству, недружественному поглощению и административному рекету, а также его эффективность непосредственно зависят от того, какие у бизнесмена  сложились отношения с административно-чиновничьим аппаратом.
Следовательно бизнесмен больше должен заботится о лояльности к власти соответствующего уровня, чем о модернизации бизнеса.  Но, поскольку эта власть, может быть в любой момент замещена новой, то необходимо максимизировать моржу здесь и сейчас, любыми законными и незаконными средствами, чтобы компенсировать неизбежные коммуникативные издержки в настоящем и будущем.
Да и власть также заинтересована в стабильности лояльного к ней бизнеса, поскольку именно от него зависит устойчивость и стабильность самой власти, и вовсе не заинтересованна в непредсказуемой собственной модернизации.
В этом  заключена главная причина коррупции, а также существования распространенного мнения, что без коррупционных схем Российская экономика впадет в ступор.
Иными словами задача модернизации очень не простая. Ее решение потребует серьезных политико-административных преобразований, для осуществления которых у нового руководства страны, надеемся,  хватит политической воли.
В этой связи задачей «Консультанта директоа», в его обновленном виде, будет, как и ранее, освящать то, что может помочь в развитии и процветании России, ее экономики и менеджмента.

Это была колонка редактора возрождаемого «Консультанта директора» Весь номер здесь.

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1