ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

7 ноября 2023
от

 

 

А.А. КАЛМЫКОВ

 

Аннотация. В статье анализируются современные реалии информационных войн на примере противостояния Запада и Русского Мира, а также идет речь о медийной составляющей этого процесса.

Summary. Analyzes the current confrontation between the Russian World and the West in axiological terms, as well as the importance of the media component of this process.

Ключевые слова: Украина, Западная цивилизация, Русский мир, русская идея, русская Земля, аксиологическая война, информационная война.

Key words: Ukraine, Western civilization, Russian World, Russian idea, Rus­sian Land, axiological war.

Президент США Б. Обама назвал как-то Россию региональным лидером. А потом еще и обозначил ее политику как одну из трех основных угроз человечеству. Первое утверждение абсурдно, поскольку миссия России остается всемирной.

Концепция Святой Руси подразумевает все территории и все народы, которым было проповедано Евангелие. «Так Святая Русь становится сви­детельницей и современницей важнейших событий христианской истории.

63
Осознавая себя совокупностью священных христианских иконотопосов, Святая Русь становится эонотопосом: вечность нисходит на ее святые ме­ста и придает им общехристианское и вневременное бытие и значение»74, — пишет современный русский философ Валерий Лепахин. «Время в эо- нотопосе, будь-то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности…»75.

Русь-Империя простирается в бесконечность как в пространственном, так и во временном смысле. Следовательно, здесь речь идет уже о некото­рой мистической коммуникативной вертикали, транслирующей в обыден­ную реальность высшие смыслы и ценности и связывающей образы посю­стороннего мира с первообразами.

В духовных стихах, дошедших до нас с XV века, в том числе из «Голубиной книги»76, лейтмотивом звучит мысль о том, что центром Святой Руси является город Иерусалим, а иногда и непосредственно Эдем. Следовательно Русь воспринимается как весь христианский мир и как весь мир. Следует отметить, что эти тексты, как правило, не но­сили канонического характера, и распространялись в среде старообряд­цев и сектантов-раскольников, то есть тех людей, которых сегодняшним языком можно назвать оппозицией по отношению к государственной власти. Имперская по существу идея всемирности России никак не соот­носилась с властью. Имперскость понималась как стремление к установ­лению естественной космичности бытия.

Подобное мироощущение до сих пор свойственно каждому русскому, точнее тому, кто таковым себя считает. Оно чудным образом уживается с осознанием реальных государственных границ и временности бытия.

Второе утверждение Б. Обамы отчасти верно, поскольку традиционные православные ценности противостоят «цивилизаторским» ценностям со­временного Запада, постепенно избавляющегося не только от христиан­ских, но и от общечеловеческих нравственных основ.

«В мире, где в экономике доминируют финансовые спекуляции, а в по­литике растёт манипулирование, в культуре будет преобладать потребитель­ство как образ жизни.<…> Сегодня «символическое насилие» получило

74      Валерий Лепахин. Икона и иконичность. — М.: Сегед, 2000. С. 132.
75      Там же, С.245.
76       Сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века, в вопросах и ответах которого даются сведения о происхождении мира, людей, сословий, сведения географические, естественно-научные и другие. См.: Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. — М.: 1991.
64

 

новый импульс, более того, стало чем-то естественным, перешло на уро­вень фона, социальной атмосферы. Добиваться экономических успехов, воздействуя на сознание, оказалось эффективнее, чем трансформировать физический материал. Здесь и таятся социокультурные угрозы националь­ному государству: формирование идентичности ускользает из его рук»77.

Россия действительно является угрозой для глобалистического вестер- низационного проекта «золотого миллиарда», который невозможно осуще­ствить. Оставаясь на христианских позициях, Россия угрожает сохранению комфортного существования «избранной» части человечества, ее те­плохладному бытию и, главное, гегемонии центра реализации последнего модернистского проекта либерализма и его инструментам: США и доллару.

Речь действительно идет о Большой Игре, ставки в которой чрезвычай­но велики. Если Запад выиграет, то, на наш взгляд, следующим этапом бу­дет формирование открыто действующего мирового правительства и, как следствие, наступление эпохи глобального тоталитаризма, утрата послед­них иллюзий свободы государств и их национальных суверенитетов. Для православного человека подобное развитие событий однозначно свиде­тельствовало бы о наступлении Царства Антихриста. На это указывают и некоторые средства достижения абсолютного мирового лидерства США, такие, например, как заражение Западной цивилизации этическими виру­сами политкорректности и толерантности с одновременной поддержкой радикализма и фундаментализма, что в итоге ставит под вопрос сохранение европейской идентичности.

Русское ядерное оружие не позволяет развернуть полномасштабную го­рячую войну, целью которой было бы полное уничтожение православной цивилизации, главного препятствия для мировой гегемонии. Поэтому, задействуются методы, так называемой гибридной войны (англ. hybrid warfare), т.е. всех возможных средств, включающих тайные военные дей­ствия, провокации и диверсии, терроризм в сочетании с отрицанием соб­ственной причастности.

Гибридная война сводится к созданию реальных и фантомных угроз для населения и международного сообщества. Кроме того гибридная во­йна предполагает втягивание в нее и дополнительных участников, что наглядно демонстрирует кризис на Украине, где идет гражданская война, то есть противостояние внутри разделенного украинского народа, по-раз­ному представляющего свое будущее. С другой стороны, это война между

77      Гранин. Ю.Д. Угрозы национальной идентичности в эпоху современной глобализации. // Вестник элек­тронных и печатных СМИ. Выпуск №20. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2689.
65
Западом и Русским Миром, в которой в той или иной степени, участвуют практически все страны мира. Главные здесь Россия, США и ЕС. Но вклю­чаются также БРИКС, ШОС, Страны Залива и т.п., поскольку экономи­ческая составляющая так или иначе влияет на национальные экономики и заставляет реагировать. Получается, что гражданская война на Украине — часть гибридной мировой войны, в которой Украина становиться не целью, а средством, даже оружием в глобальном цивилизационном конфликте.

Как бы не был важен конфликт геополитических, экономических инте­ресов все же основное поле битвы разворачивается в информационно-ком­муникативном пространстве, в сфере ценностей и идентичности. Эту во­йну можно назвать также аксиологической (ценностной). В ней основная роль отводится медиа.

По отношению к Украине аксиологическая война идет не одно столе­тие. Она велась западными соседями с целью сформировать у малороссов представление о том, что они никакого отношения к русским не имеют, — ни духовно, ни культурно с Русским Миром не связаны, а их ценностная структура в корне противоречит образу жизни великороссов и белорусов. Для решения этой задачи использовалось множество средств: разработка и насильственное распространение украинского литературного языка, со­здание раскольничьей Униатской Греко-Католической церкви, конструи­рование псевдонаучной истории Украины (Грушевский), да и укоренение самого этнонима — «украинцы». В деле дерусификации Малороссии в на­чале активно участвовали соседи: Речь Посполита, Австро-Венгрия, а за­тем, увы, и Советское государство. С момента «незалежности» (1991 г.) к этому подключились США и ЕС.

Конечно, можно удивляться тому, что почти четверть века РФ безмя­тежно взирала, как Запад использовал изощренные психологические и медийные технологии, системно и методично формируя в современном украинском обществе образ врага в лице России и русских. Однако важнее понять с помощью каких средств это делалось, и что нужно делать сейчас, чтобы изменить ситуацию. Это необходимо потому, что малороссы вместе с великороссами и белорусами являются ядром Русского Мира, т.е. русского суперэтноса. Потеря Украины — это потеря ядерной части Русского Мира.

Наиболее активной формой гибридной войны является война инфор­мационная или война, ориентированная на использование так называе­мых информационных операций. Информационная операция сводится к манипулированию информацией с помощью комплекса мероприятий,

66
осуществляемых по общему плану с целью достижения и удержания пре­восходства через воздействие на информационные процессы в системах противника.

Еще в октябре 1998 г. Министерство обороны США ввело в действие «Объединенную доктрину информационных операций» (Joint Pub 3-13 «Information Operations», DOD US, December 1998). В ней определение термина «информационная операция» было сформулировано следующим образом: «информационная операция — это действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку, передачу и хранение информации ин­формационными системами противника при защите собственной инфор­мации и информационных систем»78.

В этом определении акцент сделан в основном на технической стороне работы с информацией и больше относится к периоду непосредственно­го ведения боевых действий. Однако в руководящих документах НАТО, принятых в следующем году (1999 г.), информационная операция опре­деляется уже как «действия, предпринимаемые с целью оказания влияния на принятие решений в поддержку собственных политических и военных целей путем воздействия на информацию, информационные процессы и системы управления противника, при одновременной защите собственной информации и информационных систем»79.

Ясно, что в качестве мишени здесь уже фигурирует индивидуальное (для ЛПР — лиц принимающих решение), групповое и массовое сознание и бессознательное. То есть используется то, что Ю.В. Громыко назвал кон­сциентальным оружием или оружием, поражающим сознание и инденти- фикационную матрицу у населения80.

Интересно сравнить этот подход с элементами концепции информаци­онной войны, разрабатываемой в Китае. Она в значительной степени ба­зируется на исторических и национальных представлениях о войне, в част­ности на знаменитых 36 стратегемах Сун Цзы81. Приведем некоторые из них: обмануть императора, чтобы он переплыл море; убить чужим ножом; в покое ожидать утомлённого врага; поднять шум на востоке — напасть на западе; извлечь нечто из ничего; бить по траве, чтобы вспугнуть змею; если

78       См. Joint Pub 3-13 «Information Operations», DOD US, December 1998 цит. по С. Гриняев. Концепция ведения информационной войны в некоторых странах мира. URL: http://pentagonus.ru/publ/22-1-0-196
79      См. В.Б. Вепринцев, А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. Операции информационно-психоло­гической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. — М.: 2005.
80        См. Ю. Громыко. Оружие, поражающее сознание, — что это такое? URL: http://www.pereplet.ru/text/ grom0.html
81       Тридцать шесть стратегем. Китайские секреты успеха (Перевод с китайского В. В. Малявина). — М.: Белые альвы, 2000.
67
хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти; бросить кирпич, чтобы по­лучить нефрит; закрыть дверь, чтобы поймать вора; объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го и захватить его; прикидываться безумным, сохраняя рассудок; заманить на крышу и убрать лестницу и т.п.

Получается так, что информационная война в китайском варианте опи­рается на обман, уловки и поиск асимметричных преимуществ над против­ником. С другой стороны, метафорическая форма древних стратегем Сун Цзы звучит неожиданно современно и означает переход от механизиро­ванной войны эпохи индустриализма к противостоянию форм принятия решений, стиля управления, знаний и интеллекта эпохи постиндустри­ализма. Однако, как легко понять, и на такой «интеллектуальной» войне тоже убивают, причем в массовом количестве. И не только убивают, но и поражают разум, чувства, идентичность.

Главными разновидностями информационных операций в зависимости от объекта атаки (человеческое сообщество или машинная система) явля­ются информационно-психологические операции и кибератаки.

Основным каналом при осуществлении информационно-психоло-ги- ческих операций остаются СМИ. Причем с развитием интернета арсенал информационного вооружения значительно пополнился за счет фотожаб82, медаивирусов83, мемов84, демотиваторов85, троллинга86 и т.п. Несмотря на то, что все эти понятия заимствованы из сленга, и не входят в научный те­заурус, появляется необходимость рассматривать их с позиции теории жур­налистики и теории жанров. Они чрезвычайно широко распространены в медиасреде. С другой стороны, это действительно, достаточно эффектив­ные средства ведения информационной войны, наряду с традиционными: карикатурой, сатирическим фельетоном и т.п.

В этом же ряду стоят фейки (от анг. fake — подделка, фальшивка, фаль­сификат, муляж). Этот термин кажется синонимичным устоявшемуся

82        Фотожаба(сленг), изображение полученное с помощью фотомонтажа (изначально в графическом ре­дакторе Adobe Photoshop), следуя, как правило, логике абсурда.
83     Медиавирус (англ. media virus) — термин, введённый американским специалистом в области средств массовой коммуникации Дугласом Рашкоффом (1994г.) для обозначения медиасобытий, обладающих свойством спонтанного распространения и размножения и способных вызвать значимые изменения в жизни общества.
84       Мем (англ. meme) — фраза, картинка, видео, звукоряд, т.е. смысловой фрейм иронического характера, приобретший популярность и самопроизвольно распространяющийся в пространстве Интернета. Этот термин вошел в употребление в середине первого десятилетия XXI века.
85      Демотиватор — пародия на мотиватор (т.е. агитационно-пропагандистский плакат), изображение, со­стоящее из картинки в рамке и комментирующей её надписи.
86     От англ. trolling — «ловля рыбы на блесну», подразумевает провоцирование конфликта при общении в сети посредством скрытого или явного принижения и оскорбления других участников, зачастую с нару­шением правил сайта и этики сетевого взаимодействия.
68
ранее понятию «газетная утка», которая обозначает публикацию в СМИ выдумки и ложного сенсационного слуха. Происхождение этого понятия, по легенде восходит к брюссельскому журналисту времен Наполеона, ко­торый опубликовал заметку о прожорливых утках. В ней повествовалось о «сенсационном» эксперименте с водоплавающими птицами, которых по­следовательно кормили убиенными и расчлененными сородичами пока не осталась одна единственная, упитавшаяся мясом и кровью своих подруг. Именно эта «упитавшаяся» утка стала метафорой неправдоподобных га­зетных «новостей». Вместе с тем утка и фейк понятия разные, поскольку в первом случае СМИ распространяют «сенсации» ради привлечения лег­коверной публики, а во втором с помощью ложной информации иниции­руются значимые политические решения, не говоря уже о переформати­ровании в заданном направлении общественного мнения. К сожалению, информационное сопровождение украинского кризиса изобилует подоб­ными примерами.

Фейк, чаще всего это некоторое сообщение, проиллюстрированное фото или видео, взятых из архива или Интернета, то есть не относящих­ся к месту и времени описанного события. Это обстоятельство позволяет разоблачать фейки с помощью поиска в Интернете исходных материа­лов. Можно вероятно говорить о появлении особого вида журналисткой деятельности — разоблачение фейков. Так, например, работает опальный украинский журналист-медиаэксперт Анатолий Шарий87. Справедливости ради следует допустить, что фейки могут являться результатом небрежной и непрофессиональной работы журналистов и редакторов, однако в усло­виях информационной войны они чаще всего имеют целенаправленный программирующий характер. Причем эффект от разоблачения фейка несо­измерим с эффектом от самого фейка. С момента публикации до момента разоблачения проходит время достаточное для широкого распростране­ния ложной, но ожидаемой информации по многим СМИ противника, а также для использования ее в качестве информационного повода в целях развёртывания медийной кампании и подготовки соответствующих по­литических решений. После этого вопрос — «А был ли мальчик?» — может оказаться неактуальным.

Следует также различать фейк и дезинформацию, поскольку последняя направлена на инициацию принятия противником ошибочных решений, а фейк на оправдание решений атакующей стороной, хотя и то и другое

87        См.: Сайт Анатолия Шария http://sharij.net; канал А.Шария в YouTube http://www.youtube.com/user/ SuperSharij
69
является по сути ложной информацией, но преследует различные тактиче­ские цели.

Ложная информация действительно не раз приводила к вполне «истин­ным» и реальным результатам. Пример: вся история украинского кризиса, в частности, псевдофакт участия в нем вооруженных сил РФ. Кроме того, те, кто делают фейки, и те, кто их опровергает в сегодняшних условиях ин­формационного глобализма, оказываются в неравных позициях в отноше­нии степени контроля информационного пространства. Термин «инфор­мационный глобализм» был введен в научный оборот В.С. Хелемендиком и определяется следующим образом: «информационный глобализм явля­ется конкретной актуализацией концепта информационной войны в со­временных условиях и имеет целью медийное обеспечение всех основных проектов вестернизации (геополитического, финансово-экономического, культурно-ценностного и др.) благодаря заранее спланированному син­хронному взаимодействию транснациональных медиакорпораций и наци­ональных СМИ Запада»88.

В этой связи сотрудник Центра оборонных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат технических наук Игорь Николайчук отмечает: «если число негативных публикаций за единицу времени превышает в пять раз число нейтральных, то мы начина­ем рассматривать ситуацию как информационную войну»89.

РИСИ осуществляет мониторинг мировых медиа, анализируя более 1.5 тысяч публикаций в неделю. Важно отметить, что наблюдается жесткая корреляция серьезных политических и геополитических решений с ин­формационной политикой самых разных СМИ даже на уровне лексики заголовков. Это говорит о том, что «свобода слова» как одна из базовых за­падных ценностей не более чем миф. Кроме того, установлено, что первой мишенью информационных операций является собственное население, и только после его обработки начинается атака на противника с включением оппозиционных СМИ. Таким образом, с помощью мониторинга публи­каций, использующего современные медиаметрические методы, можно прогнозировать не только развертывание агрессии и нарастание напряжен­ности, но и принятие значимых политико-экономических решений, чрева­тых резким изменением курса.

88      Хелемендик В.С. Информационный глобализм и информационная безопасность. СМИ в эпоху глоба­лизации (Материалы научно-практической конференции. Москва, 3 апреля 2012 года). — М.: Академия медиаиндустрии, 2012. С.9.
89                См.: Об информационных войнах сегодня пишут и говорят многие. URL: http://jarki.ru/ wpress/2014/10/25/3436/
70
Сербская on-line газета «Политика» отмечает: «анализ западных СМИ, пишущих о России, показывает, что на одну нейтральную статью или те­лерепортаж о России и Путине в американских СМИ идет шесть статей и сюжетов крайне негативных. В немецких СМИ отношение нейтральных и негативных статей о России является одним к 7,5. Германия в полную силу вступила в медийную войну против России и Владимира Путина»90. Это подтверждает развертывание информационной войны Запада против России. Причем значительная часть негативных публикаций связана с си­туацией на Украине.

Кроме того демонизация образа В.В. Путина, характерная для актуаль­ного западного медиаполя, может означать подготовку к развертыванию уже в самой России информационной операции, направленной на смену власти с помощью технологии оранжевых революций.

В этой ситуации перед российскими СМИ стоит ответственная контр­пропагандистская задача — защита В.В. Путина (как основной мишени), а также политики России в условиях усиливающегося западного давле­ния. Ее решение осложнено тем, что в Ельцинской Конституции пропи­сана недопустимость существования государственной идеологии91, поэто­му важным для согласованной медиаполитики России является внятная формулировка если не идеологии, то хотя бы стратегии развития России и Русского Мира.

Если вспомнить о том, что сейчас Мир стоит на пороге глобального переформатирования межгосударственных отношений вплоть до опас­ного пересмотра результатов Второй мировой войны и созданных по­сле нее международных институтов, то вопрос об устойчивости власти в России сводится к вопросу о сохранении ее суверенитета и целостности. Одновременно важнейшей задачей является недопустимость возвращения к тоталитарной модели управления в процессе усиления необходимой мо­билизационной активности.

Что касается содержания этой стратегии, то, на мой взгляд, необходим рефлексивный акт осознавания Россией себя в качестве империи, посколь­ку она действительно была, есть и будет таковой. В противном случае про­сто исчезнет. При этом непродуктивным и ошибочным было бы перено­сить формы имперского бытия сложившиеся в Российской Империи или

90        Мирослав Лазански. Холивуд на Балкану. Политика On-line. 04 март 2015 URL: http://www.politika. rs/pogledi/Miroslav-Lazanski/Holivud-na-Balkanu.sr.html. Цитируется по URL: http://ukraina.ru/ opinions/20150304/1012293720.html
91      Конституция Российской Федерации. Статья 13. П.2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
71
СССР. Нужно разрабатывать новые формы, более соответствующие со­временным реалиям. Но внутренний смысл имперскости при этом должен быть сохранен.

Что же такое Империя?

Ответить на этот вопрос строго аргументировано видимо сегодня не представляется возможным, не только потому, что даже в научном дискур­се в дефинициях термина трудно отделить субъективно-оценочную и, как правило, политически ангажированную позицию от собственно научной, но и потому, что само это понятие постоянно видоизменяется во времени. В словарях толкования этого термина варьируются от государства, управ­ляемого императором, до некоторой очень сложной полиэтнической и по- ликонфессиональной конструкции управляемой центральной властью. Не выработано более или менее внятного списка признаков, по которым мож­но было то или иное государственное образование отнести к империи92. Вместе с тем не только научное, но и обыденное сознание редко ошибается в идентификации того или иного государственного образования как импе­рии. Особенно если это касается России.

В качестве примера приведем высказывание этнопсихолога, исследова­теля феномена Российской империи С.В. Лурье:

«Мы живем в многонациональном государстве. И этого факта никто не сможет отменить. Вторая Чеченская война и ее практически единогласное одобрение российским обществом говорит о том, что идеей мононацио­нального государства, нации-государства мы уже переболели. Вспомним, как на протяжении многих лет, вполне серьезные политики всерьез могли говорить: «А не отпустить ли нам Чечню на все четыре стороны?» и ни­кто не запирал их в сумасшедший дом. Сегодня подобное могут позволить себе только политические маргиналы. Большинство давно уже не сомне­вается в том, что Чечня, Татария или Осетия — это такая же Россия, как и Вологодчина или Брянщина. Заодно как-то улетучилась и мысль, что все многонациональные государства — достояния прошлого, что все империи рано или поздно погибают»93.

Разумеется, для выработки стратегии Империя-Россия требуется самое широкое народное обсуждение, что позволит не только определить ори­ентиры национальной информационной политики, но и вовлечь в реше­ние этой огромной задачи широкие круги специалистов, формируя таким

92      См.: Гранин Ю.Д. Расцвет и закат империй. США. И Россия. // Вестник электронных и печатных СМИ №19. — М.: Академия медиаиндустрии, 2012. С.3-27.
93      См. С.Лурье Империя как судьба. URL: http://svlourie.narod.ru/2011-04-16/Imperiya_kak_sudba.doc

72

 

А.А. КАЛМЫКОВ « ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
образом пласт носителей идеи Русского Мира. Очевидно, что роль ме­диа здесь нельзя преуменьшить. Однако сегодня в отечественном меди­а-пространстве не наблюдается, чтобы подобная работа велась достаточно системно. Более того, иной раз возникает ощущение, что идеи Русского Мира и русской идентичности игнорируются, забалтываются и даже шельмуются.

Возвращаясь к теме информационной войны отметим что разновидно­стью информационных операций является психологическая операция (ин­формационно-психологическая операция, англ. — Psychological Operations, PSYOP). В общем плане психологические операции состоят из диплома­тических, политических, военных, экономических и собственно информа­ционно-психологических действий, направленных на конкретные группы людей с целью внедрения в их сознание изначально чуждых идеологиче­ских и социальных установок, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли, изменения картины (модели) мира, следствием чего должно стать изменение поведения и реагирования в необходимом направлении.

Речь идет о программировании поведения. Кстати, одна из технологий используемых в подобных целях так и называется нейро-лингвистическое программирование (NLP), которое можно понимать как манипулирование протеканием высших психических функций (вплоть до изменения лично­сти) посредством знаковых систем, например языка. Иногда действие NLP называют зомбированием, полным рефреймингом личности с сохранени­ем внешней телесной оболочки. Технология NLP может применяться как против индивидуума, так и в массовом порядке. Например, в девяностые годы на Украине появилась секта «Белое Братство» которая несмотря на откровенно бредовую идеологию (достаточно упомянуть «имя» лидера — Мария Деви Христос по паспорту Марина Цвигун) стремительно развива­лась, приобретая тысячи новых адептов. Степень зомбирования в ней была настолько высока, что специалисты, занимающиеся реабилитацией членов тоталитарных сект практически ничего с «белыми братьями» сделать не могли даже после того, как обещанного конца света не наступило, а сек­ту разогнали и лидеров посадили. Потом выяснилось, что среди прочего в секте активно использовались техники NLP. Надо сказать, что само по себе NLP не является какой-то единой психологической теорией, а продуктом инвентаризации практик воздействия на подсознание, выработанных че­ловечеством в магических и эзотерических школах.

73

 

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Техники NLP активно использовались и на майдане. Достаточно упо­мянуть скачки под речевку «Кто не скачет, тот москаль». Эта процедура нацелена на формирование групповой идентичности. Здесь использован метод психологического настроя с помощью совместных синхронных дви­жений, являющийся особым видом введения в транс.

Механизм прост — коллективные ритмичные действия приводят к син­хронизации эмоциональных состояний, возникновения состояния эйфо­рии близкой к наркотическому опьянению и как следствие к ощущению единения и силы. Это состояние отключает оценку сознанием происходя­щего, критичность, дает физиологическое подкрепление внушаемым иде­ологемам (например, «коммуняку на гиляку»), то есть усиливает манипуля­ционное воздействие. В итоге в заданном направлении трансформируется система ценностей и установок личности. И эта трансформация может быть достаточно устойчивой, поскольку все вновь приобретенное подкре­плено (техника якорения) эмоциональной памятью о состоянии радости, испытанной на подобных радениях.

Нечто аналогичное может быть создано и в медийном пространстве в целом. Конечно, суггестивный эффект здесь ниже, но при массированном, систематическом и продолжительном по времени воздействии можно обе­спечить практически такую же эффективность. Таким образом, массовое помешательство, наблюдаемое на Украине как у элит, так и у части об­щества является следствием искусственных деформаций сфер сознания, бессознательного, социальной ответственности, нравственности и т.п. не только на групповом, но и на личностном уровне. Фактически подвергся повреждению национальный код украинского народа, и починить его бы­стро не получится.

Украина отказалась практически от всего, что было создано с ее непо­средственным участием в рамках Русского Мира, утратив, в том числе, и статус народа-победителя во Второй мировой войне. Устойчивая аксио­логическая структура нации создается тысячелетиями, и все это Украиной было отторгнуто, ничего достойного у нее не осталось. Следовательно, нужно было эту структуру у кого-то позаимствовать и освоить. Вот отку­да лозунг «Украина це Европа», превращающий территорию государства в поле битвы между ценностями Русского мира и Запада. Однако проблема в том, что аксиологическую матрицу Запада сегодня уже нельзя назвать устойчивой. Достаточно указать на ревизию отношения к базовым соци­ально-культурным табу в том числе: к инцесту, педофилии, эвтаназии,

74

 

А.А. КАЛМЫКОВ « ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
каннибализму, легализации однополых браков и т.п. Тенденция легити­мации всего этого приводит к тому, что образ жизни маргинальных со­обществ заставляет остальную большую часть общества признавать его в качестве нормы. Европейская идентичность национальных государств, ос­нованная на богатейшей культурной традиции, включающей в том числе христианские принципы подвергается серьезной эрозии вплоть до уничто­жения. До такой степени, что называть Европу христианской становиться проблематично.

Сегодняшняя Европа весьма взрывоопасна несмотря на глобалистиче- скую политику «золотого миллиарда», которая еще вчера, казалось, мог­ла навсегда обеспечить комфортное существования «привилегированной» части человечества. Вот почему, все чаще раздаются голоса о скатывании Запада в состояние средневековья94.

Питирим Сорокин еще в 1957 году писал: «Когда все ценности атоми- зируются, исчезнут авторитетное «общественное мнение» и «мировое осоз­нание» /…/ Договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти. Построенный западным человеком за предыдущие столетия вели­чественный договорный социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорную демократию, договорной капитализм вкупе с частной соб­ственностью и договорное общество свободных людей. Грубая сила и ци­ничный обман окажутся единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений. Сила станет правом… Свобода для большин­ства превратится в миф, зато господствующее меньшинство будет пользо­ваться ею с необузданной распущенностью. … Распад семьи как священ­ного союза мужа и жены, родителей и детей продолжится. … Продолжится увядание творческого потенциала культуры. /…/ Материальный уровень жизни снизится. /…/ Уменьшится безопасность жизни и имущества»95.

К сожалению, пророчество Питирима Сорокина сбывается. Напротив, Русский Мир демонстрирует способность к актуализации и творческо­му обновлению органически присущей ему аксиологической матрицы. Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Государственной Думе РФ 22 января 2015 г., отметил, что «сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. В этот момент мы должны подумать над тем, как не копировать что-то по старым шаблонам,

94        См. например: Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. N 4. C. 258—267.
95        Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искус­ства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., коммент. В.В. Сапова. — СПб.: Изд. РХГИ, 2000. С. 808-809.
75
а, возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к но­вому мировоззренческому синтезу. Цель его в том, чтобы взять все лучшее, что было в нашем прошлом, и построить на этой основе фундамент буду­щего»96. Предстоятель выделил в исторической ретроспективе несколько ключевых ценностных ориентиров: Вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Эти позиции связаны с основными этапами становления российского государства таким образом, что проясняют под­линный духовный смысл подчас трагических моментов нашей истории. Так, например, о революции Патриарх сказал: «Ни у кого не было стрем­ления и желания представить лубочную картину этого страшного явления. Но возникает вопрос: а что-то хорошее было? /…/ Мы ответили — было. Стремление людей к справедливости.»97 Современный этап, по мнению предстоятеля, характеризуется словом «достоинство». Как тут не сравнить «революцию достоинства», под которой киевские элиты подразумевают устроенный ими кровавый переворот, спровоцировавший гражданскую войну, утрату суверенитета, разруху и обнищание миллионов украинцев. Видимо, в понятие «достоинство» внедряемое украинскими медиа в на­циональное самосознание вкладывается какой-то иной, непонятный нам смысл.

Вновь формируемая (с помощью медиа) аксиологическая матрица укра­инского народа активно заполняется не только идеей «Украина це Европа», но и откровенно нацистскими идеологемами, однако слепленными на ско­рую руку на основе придуманной «потешной» истории укров, что особенно четко прослеживается при неудачных попытках государственного стро­ительства. Подобное явно химерическое образование нежизнеспособно. Можно надеяться — время и трудности будут способствовать отрезвлению, если одновременно с этим Россия окажется способной демонстрировать преимущества причастности к Русскому Миру.

Наверное, в этом и должна состоять ассиметричная стратегия противо­стояния Россия—Запад.

ЛИТЕРАТУРА

Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б.. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедиче­ский словарь-справочник. — М.: 2005.

96      См.: URL.: http://jarki.ru/wpress/2015/02/14/3461/
97      Там же.
76
Гранин Ю.Д. Расцвет и закат империй. США и Россия. // Вестник элек­тронных и печатных СМИ №19. — М.: Академия медиаиндустрии, 2012. С.3-27.

Гранин Ю.Д. Угрозы национальной идентичности в эпоху современной глобализации. // Вестник электронных и печатных СМИ. Выпуск №20. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2689.

Гриняев С. Концепция ведения информационной войны в некоторых странах мира. URL: http://pentagonus.ru/publ/22-1-0-196.

Громыко Ю.В. Оружие, поражающее сознание, — что это такое? URL: http://www.pereplet.ru/text/grom0.html

Лепахин Валерий. Икона и иконичность. — Сегед, 2000.

Лурье Светлана. Империя как судьба. URL: http://svlourie.narod.ru/2011- 04-16/Imperiya_kak_sudba.doc

Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изме­нений в больших системах искусства, истины, этики, права и обще­ственных отношений / Пер. с англ., коммент. В.В. Сапова. — СПб.: Изд. РХГИ, 2000. С. 808-809.

Тридцать шесть стратегем. Китайские секреты успеха (Перевод с китай­ского В. В. Малявина). — М.: Белые альвы, 2000.

Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным сти­хам. — М.: 1991.

Хелемендик В.С. Информационный глобализм и информационная идентичность. // СМИ в эпоху глобализации (Материалы научно-прак­тической конференции. Москва, 3 апреля 2012 года). — М.: Академия медиаиндустрии. 2012. С.9.

Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. N 4. C. 258—267.

 

Опубликовано: Калмыков А.А. Информационные войны: современные реалии // Вестник электронных и печатных СМИ №1 (23). М.: Издательство Академии
медиаиндустрии, 2017. С. 63-78.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки:

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1