Социальное и социально ответственное инвестирование

29 января 2010
от

Социальное и социально ответственное инвестирование

источник: Нефть России : Социальное и социально ответственное инвестирование : журнал “Социальное партнерство”.

Виктор САДКОВ,
доктор экономических наук, профессор, директор Института бизнеса, социологии и права Орловского государственного технического университета ,
Олеся КУЗНЕЦОВА,
аспирант кафедры «Государственное управление и финансы» Орловского государств

От понимания различия этих процессов зависит результативность бизнес-стратегии

Какова основная цель бизнеса? Сейчас в стратегическом планировании стало модным формирование этически ориентированных миссий, акцентирующих внимание на вкладе бизнеса в общественное развитие. Однако основной целью фирмы, компании, предприятия, причем вне зависимости от их размеров, была, есть и будет прибыль. И это не порок эгоистов-предпринимателей, а как ни парадоксально прозвучит, фактор развития бизнеса и эволюции капиталистической рыночной системы хозяйствования в целом.

Современный бизнес — способная к саморазвитию система, зависящая от внешних воздействий и внутренних импульсов. При этом создание таких условий, при которых извлечение прибыли будет сопряжено с социальными и этическими ценностями, является прерогативой первого и третьего секторов любого общества — то есть власти и общественных некоммерческих организаций. Следовательно, вопрос социальной ответственности бизнеса должен быть адресован не только и не столько предпринимательскому сообществу, сколько государству и обществу в целом.

В поисках оптимума для социума

В настоящее время инновации в социальной сфере позволяют формировать и использовать социальные технологии, способствующие нахождению приемлемого для социума оптимального положения между стремлением бизнеса получать прибыль и социальными, экологическими и этическими требованиям общественной морали. Среди таких технологий можно выделить социальное и социально ответственное инвестирование. В российской практике эти две стратегии зачастую путают, хотя разница между ними довольно ощутимая, если не сказать принципиальная.

Социальные инвестиции — это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон. На основании вышеизложенного можно предположить, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя не всегда просчитываемый) социальный и экономический эффект [6].

Социально ответственное инвестирование — это процесс вложения средств инвесторов с учетом факторов социального, экологического и этического характера наряду с традиционным финансовым анализом [1].

Таким образом, коренное отличие этих технологий заключается в том, что социальные инвестиции напрямую направлены на улучшение корпоративной политики и практики, отношений с внешними и внутренними заинтересованными сторонами, так называемыми стейкхолдерами (анг. stakeholder) компании, а социально ответственные инвестиции приводят компанию к необходимости улучшения политики и практики, то есть действуют косвенным образом. Субъектом стратегии социальных инвестиций выступает само предприятие, или, если быть точным, его топ-менеджмент и ведущие акционеры, социально ответственное инвестирование — это сфера действий инвесторов, их групп и объединений.

Основная цель социально ответственного инвестирования — сопряжение экономической эффективности вложений средств с этическими ценностями инвестора. Так, в США, где представлен наибольший сегмент мирового рынка социально ответственных инвестиций — 2,29 триллиона долларов, или 81,8% мирового рынка [1], практика социально ответственного инвестирования имеет достаточно длительную историю, связанную в основном с религиозными организациями и сектами. В американских колониях квакеры отказывались инвестировать в проекты, которые могли поддерживать работорговлю; первая формализованная этически ориентированная инвестиционная политика игнорировала так называемые грешные товары — алкоголь, табак, азартные игры [2].

Социальное инвестирование ориентировано на развитие компании и ее взаимоотношений с внешними и внутренними стейкхолдерами. Среди стейкхолдеров выделяются следующие группы:

· бизнес-стейкхолдеры (персонал, клиенты, поставщики, партнеры,

конкуренты, инвесторы и др.);

· власть;

· общественные стейкхолдеры (некоммерческие организации,

местные сообщества, СМИ и т.д.).

Характерно, что обе эти технологии связывают с социальной ответственностью бизнеса перед обществом. Однако социальные инвестиции — это средство или механизм реализации ответственности бизнеса перед стейкхолдерами на практике, а социально ответственные инвестиции — способ мотивации корпорации к проведению социально ответственной политики.

Три стратегии поведения

В мировой практике различают три стратегии социально ответственного инвестирования.

1. Отбор компаний, или «просеивание» (анг. screening), представляет собой политику оценки предприятий по критериям ведения социально ответственного бизнеса на основе либо их соблюдения (позитивное — positive screening), либо несоответствия им или социальным и этическим представлениям о бизнесе инвестора (негативное — negative или avoidance screening).

Общий размер активов, управляемых в соответствии со стратегией «просеивания», составил в США в 2005 году 1685 миллиардов долларов, увеличившись десятикратно за предыдущее десятилетие. Доля этой стратегии в общем объеме средств, управляемых по принципам социально ответственного инвестирования, оценивается в 68 процентов. Основными игроками на рынке, использующими данную технологию, являются взаимные фонды (mutual funds), активы которых оцениваются в 179 миллиардов долларов, и отдельные счета (socially screened separate accounts), управляемые как для индивидуальных, так и для институциональных инвесторов, их активы составляют 1506 миллиардов долларов. Основными институциональными инвесторами при этом выступают публичные пенсионные фонды (80,9%), корпорации (9,2%), религиозные организации (3,6%) [1].

2. Действия акционеров в защиту общественных интересов (shareholders advocacy) заключаются в вынесении вопросов социальной ответственности бизнеса и корпоративного управления на голосование общего собрания акционеров, диалоге с менеджментом предприятий [3]. Так, в 2005 году в США акционерами было выдвинуто 348 предложений по темам социальной ответственности, корпоративного управления и смешанным вопросам, процент поддержки составил в среднем 10,3. При этом внесенное предложение может быть отозвано в случае, если менеджмент компании начинает действия по его внедрению в жизнь. В 2005 году таких отзывов было зарегистрировано 177 [1]. Особое значение в этой стратегии имеет активность институциональных инвесторов, представляющих своих вкладчиков, например, взаимных фондов, их политика и открытость голосования [4].

3. Инвестиции в местные сообщества (community investing) направлены не на совершенствование корпоративной политики и практики, а на развитие и решение конкретных проблем. Их доля в общем объеме социальных ответственных инвестиций в США составляет около 1 процента, размер активов в 2005 году оценивается в 19,6 миллиарда долларов, в то время как в 1995 году их объем составлял только 4 миллиарда. Основными субъектами инвестирования в местные сообщества являются банки развития сообществ (Community Development Banks), предоставляющие общинам с низким и умеренным уровнем дохода обычные возможности финансового сервиса, ранее им недоступные, с активами, оцениваемыми в 10,1 миллиарда долларов; кредитные союзы развития сообществ (Community Development Credit Unions) с активами в 5,1 миллиарда долларов; фонды развития сообществ (Community Development Loan Funds) с активами в 3,4 миллиарда предоставляют программы кредитов и ссуд; венчурные фонды развития сообществ (Community Development Venture Capital Funds), 870 миллионов долларов.

Инфраструктура системы инвестирования в местные сообщества также включает в себя разнообразные программы и центры поддержки вложений в развитие общин. Например, Центр инвестиций в местные сообщества (www.communityinvest.org) предоставляет возможность доступа к информации, базам данных, основным новостям и событиям, позволяя инвесторам ориентироваться на рынке инвестиций в местные сообщества. Здесь следует упомянуть и Community Development Financial Institutions Assessment and Rating System — проект Opportunity Finance Network; Certificate of Deposit Account Registry Service — программа Promontory Interfinancial Network, и так далее [1].

Таким образом, возможность социально ответственного инвестирования в США обусловлена уровнем развития финансового рынка и корпоративного управления.

Сила общественного мнения

В России пока не сложилась четкая система механизмов социального инвестирования, каждое предприятие действует в этой области по-своему, ищет свой путь. Ассоциация менеджеров России представляет социальную политику корпораций в виде такой последовательности:

· определение приоритетов социальной политики, закрепляемых в

философии организации предприятия, корпоративном кодексе, других внутренних документах, в том числе социальной отчетности;

· создание специальной структуры в сфере социальной ответственности,

например, комитета при совете директоров;

· проведение обучения сотрудников;

· реализация социальных программ, в том числе в партнерстве с органами власти,

некоммерческими организациями, или передача их в аутсорсинг;

· оценка эффективности социальных программ и доведение информации до

широкого круга пользователей [5].

При этом выделяют следующие основные технологии реализации социальных проектов и программ: корпоративные фонды, социально ответственный маркетинг, пожертвования сотрудников и клиентов, грантовые конкурсы и др.

По данным Ассоциации менеджеров России, проводившей опрос ведущих предприятий страны, удельная величина социальных инвестиций на одного работника в 2003 году составляла 28330 рублей, доля в валовых продажах — 1,96 процента, в балансовой прибыли — 11,25 процента [6]. Такой уровень инвестиций сохранился и в последующие годы.

Сферы социальных и социально ответственных инвестиций во многом не схожи. В России основными направлениями социального инвестирования являются: развитие персонала (44,4%), ресурсосбережение (21%), охрана здоровья (9,3%), развитие местных сообществ (9,1%), добросовестная деловая практика (5,1%) [6]. Основными критериями отбора компаний для социально ответственного инвестирования (screening) служат так называемые греховные товары (среди которых лидирует табак), отношения с местными сообществами, соблюдение экологических требований и стандартов организации труда и найма персонала, права человека. При этом большинство (64%) взаимных фондов используют более 5 критериев просеивания, 11 процентов — 2-4 критерия, 25 процентов — один параметр. Активность акционеров в основном затрагивает вопросы корпоративного управления (организация собраний акционеров, дивидендная политика, состав совета директоров), социальной ответственности бизнеса (экология, здоровье, безопасность, стандарты трудовых отношений, открытость политики и практики, равные возможности занятости и т.д.) [1].

Итак, основным стейкхолдером социальных инвестиций в России является персонал, в то время как социально ответственное инвестирование затрагивает общество в целом (screening), развитие компании и отношений с обществом (shareholders advocacy), местные сообщества (community investing).

В мотивации социально ответственного инвестирования большую роль играет влияние инвесторов на компании, их возможность напрямую, через инструменты финансового рынка или в качестве акционеров, влиять на стоимость и развитие корпорации, а также важность общественного мнения, информированность стейкхолдеров бизнеса путем публикации социальной отчетности, выводов социального аудита и присвоение рейтинга компании. Социальные отчеты могут быть представлены в трех видах: в свободной форме; по методу тройного итога (Triple Bottom-Line) или иному подобному, оценивающему три стороны деятельности компании — экономическую, социальную и экологическую; в стандартизированных формах, используемых в мировой практике (AA1000, SA8000, GRI и т.д.).

Рейтингование компаний осуществляется по параметру социальной ответственности — технологиям, превращающим общественное мнение в реальную силу, способную влиять на принятие решений. Так, различают фондовые индексы (Domini Social Index (DSI)400, Nasdaq Social Index, FTSE4Good, Dow Jones Sustainability Index), взвешенные по капитализации индексы компаний, отобранных с помощью социальных и экологических критериев; нефондовые индексы, используемые для сравнительного позиционирования заинтересованными организациями (например, Social Index Датского министерства социальной политики) [4].

В России основными побудительными мотивами к реализации на практике стратегии социально ответственного инвестирования являются убеждения самих предпринимателей, необходимость выхода на мировой рынок, давление государства, влияние конкурентов и тому подобные факторы.

Эффективность социально ответственного инвестирования в первую очередь связана с достижением его основной цели — реализацией возможности совмещения получения финансовой прибыли и этических ценностей инвестора. Социальное инвестирование предусматривает следующие эффекты для компании:

· финансовая эффективность (страхование рисков, повышение эффективности

HR, маркетинг и продажи, сокращение операционных расходов и транзакций и др.) [7];

· нефинансовая эффективность (имидж и репутация бренда, лояльность клиентов

и персонала);

· эффективность влияния на ситуацию на территории присутствия.

Что первично для России — технология социального или социально ответственного инвестирования? В нашей стране пока нет предпосылок развития социально ответственного инвестирования. Это проявляется, прежде всего, в слабости финансового рынка, неразвитости корпоративного права, низкой информированности населения, полном отсутствии соответствующей инфраструктуры, а также в недоверии потенциальных инвесторов и отсутствии традиций. Однако есть база развития социальных инвестиций бизнеса, что в значительной степени обусловлено социальной перегрузкой предприятий (в советское время), государственной политикой в этой сфере. Таким образом, в России ставится вопрос о создании мотивирующей инфраструктуры и институтов социальной ответственности бизнеса, одним из которых в мире является социально ответственное инвестирование.

Литература

1. 2005 Report on socially investing trends in the United States. Internet resource: http://www.socialinvest.org

2. Overview of Business and Community Investment. Business for Social Responsibility. Internet resource: www.bsr.org

3. Социально-ответственные инвестиции в мире и в России. Internet resource: http://www.soc-otvet.ru

4. Социально ответственные инвестиции. Веяние моды или результат эволюции капитализма. Internet resource: http://www.bio.org.ru

5. Социальная программа российского бизнеса. Internet resource: http://www.AMR.ru

6. Доклад о социальных инвестициях в России в 2004 году. Internet resource: http://www.AMR.ru.

7. Экономическая эффективность корпоративной социальной политики. Internet resource: http://www.urbaneconomics.ru


Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1