Об актуализации инновационного потенциала образовательных коммуникаций

5 января 2011
от

М.Н. Зайцева, Г.В. Амбросьева

В конце XX века человечество вступило в эпоху информационного общества. Развитие, прогресс и возможные проблемы этого типа социума связаны с созданием, тиражированием и широким распространением информационно-коммуникативных технологий.

Одним из ключевых явлений в процессе создания информационного общества становится понятие инноваций. В условиях мирового научно-технического бума, когда возникает и усиливается конкуренция на рынках идей, информации, знаний и технологий, производство инноваций становится необходимым фактором успешного функционирования национально-государственных, транснациональных, региональных и мировых общественно-производственных структур. Инновации выступают не только, как специфический товар в системе глобального потребления, но и как эффективное средство развития различных сфер общественной жизни, – экономической, культурной, социальной, политической.

В то время как большинство западных стран уже встало на путь инновационных экономик, для России – это вопрос в ряде перспектив, но перспектив ближайших.

Развитие инновационной экономики связано с переходом России к информационному обществу, модернизацией государственных и общественных институтов и структур,  созданию прочной инфраструктуры поддержки инноваций в стране.

Для России особенно актуален мировой опыт инновационной деятельности, связанный с необходимостью сочетания рыночных и нерыночных факторов выработки и продвижения инноваций, поиска различных форм культивирования и поддержки этого процесса. С учетом специфики российских условий можно предположить, что инновационный процесс связан с активным участием в нем государственных институтов, организаций и фондов. Они формируют ресурсные и мотивационные предпосылки инноваций, обеспечивают реализацию инновационной деятельности на основе сочетания и комплексной интеграции различных деловых и общественно-политических потенциалов.

На общенациональном уровне задачи инновационного развития должны решаться не только усилиями государства, науки и бизнеса, но и при активном участии акторов и ресурсов социально-гуманитарной сферы, главным образом в интересах создания инновационно ориентированных (подвижность, гибкость, наличие развитых коммуникативных структур, интерактивной социальной инфраструктуры, дееспособных экспертных сообществ) социо-культурных сред.

Необходимым условием построения инновационной экономики в условиях информационного общества является модернизация системы образования. На это нацелен приоритетный национальный проект «Образование», который призван обеспечить непосредственный вклад в построение новой экономики, основанной на знаниях и других преимущественно интеллектуальных ресурсах. В этом связи необходимы реорганизация и дальнейшее развитие образовательных технологий, инициирование и реализация новых образовательных проектов различного уровня сложности и масштабности. Решение этих задач, развитие образовательных систем предполагает интенсивное развитие образовательных коммуникаций.

Образовательные коммуникации есть информационное взаимодействие между субъектами образовательной системы, в котором обеспечивается генерация и распространение сообщений, важных для функционирования и развития системного качества образовательной деятельности.

Образовательные коммуникации могут быть классифицированы по различным основаниям. В функциональном плане они представлены внешними и внутренними коммуникациями. А в организационно-нормативном плане в них могут быть выделены два потока: институциональный (коммуникации между учреждениями, организациями, социальными корпорациями); неиституциональный (сетевые образовательные коммуникации).

В информационном обществе возрастает значимость именно сетевых образовательных коммуникаций (сообщества, социально-информационные сети, партнерства, корпорации, неформальные сообщества).

Инновационный потенциал образовательных коммуникаций обеспечивает продуцирование, распространение и внедрение новых идей, знаний и технологий. В практическом плане этот потенциал представлен не столько локальной областью системы образовательных коммуникаций, сколько выражает собой направленность, модус реализации их системного качества в целом. Инновационный потенциал коммуникаций образовательной системы интегрирует подвижные гибкие компоненты, обеспечивает ее адаптивность и динамичность.

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1