Парадигматика экопсихологии в технологии ДО

14 августа 2011
от

Калмыков А.А.

При концептуальной проработке ДО мы опирались, помимо традиционных психолого-педагогических принципов, на принципы экологической психологии и психологии виртуальных реальностей.
Одной из главных практических задач экологической психологии является разработка научной основы для системы образования в ситуации, когда, с одной стороны, наблюдаются первые признаки рождения информационной цивилизации, а с другой — становится все более очевидной неготовность личности, общества и общественных функциональных систем (например, системы общего образования) адекватно реагировать на быстро меняющуюся структуру взаимодействия и деятельности.
Сегодня рождение новых технологий и фундаментальных открытий явно переместилось из сферы университетской науки в науку корпоративную. Это означает, что ученые — специалисты по подготовке кадров оказываются менее компетентными в новых видах деятельности, чем их коллеги из производственных корпораций, и уже не в состоянии не только опережать развитие, но и даже успевать за ним.
Прогресс материального производства привел к дисбалансу: произведенная масспродукция все в меньшей степени наделяется превосходящими ее смыслами и все в большей степени обрекается на короткую жизнь с последующим превращением в городской мусор. Иными словами, в окружающий мир выбрасывается больше энтропии, чем производится информации. В рамках концепции устойчивого развития этот дисбаланс необходимо преодолеть.

По мнению А.Д.Урсула, «из тезиса об опережении общественным сознанием бытия в ноосфере следует более конкретный вывод о необходимости в ходе ноосферогенеза опережающего развития информационных процессов по сравнению с материально-вещественными. Эта новая парадигма цивилизационного развития вместе с тем оказывается стратегией становления информационного общества, а значит — ускоренного опережающего развития науки и образования».

Из этого следуют два важных вывода:

  • Система образования должна быть поставлена на первое место по значимости среди других функциональных систем общества. Это переопределяет ее целевую функцию из обслуживающей в производящую.
  • Необходимо создание образовательных технологий, отражающих будущие формы бытия.

Фактически образовательный процесс — это процесс погружения в виртуальный мир, актуализация потенциальных возможностей. Урок сущностно виртуален и проходит по законам, действующим в виртуальной реальности. Будущее потенциально присутствует в прошлом и возрождается в настоящем, однако актуализация его с помощью существующей образовательной системы становится все менее эффективной. Это происходит как из-за отставания (смещения назад по шкале времени научно-технического прогресса) смыслового центра образовательного процесса, так и из-за того, что образы будущего становятся все более сложными.

Для выхода из этой ситуации необходимо следующее:

  • Разработка адекватных образовательных технологий, использующих современные информационные технологии, а также психологические технологии, создаваемые в экопсихологии и психологии виртуальных реальностей.
  • Экологизация и глобализация содержания образовательного процесса в широком смысле, то есть ориентация на целостность знания, системность преподаваемых дисциплин, повышение степени их взаимосвязанности, приоритет знаний ноосферологического характера, а также всего того, что способствует культурному и духовному развитию личности.
  • Непрерывность образования.

Непрерывное образование

Непрерывное образование могло бы совмещать в себе преимущества академической и корпоративной школ. Причем не только в области профессиональной подготовки и переподготовки, но и в области формирования мировоззрения, в частности экологического.

Современность требует от системы образования по крайней мере двух вещей:

  • специалист должен иметь возможность постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечивалось, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структуры деятельности;
  • иметь возможность непрерывного личностного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе.

Однако ни та, ни другая задача нынешней традиционной системой образования пока не решается.
Более того, господствующая в технологии образования антропологическая парадигма предполагает, что цель образования, обучения и воспитания выражается во внешнем, форматирующем воздействии общества на личность средствами образовательной системы. Личность при этом уподобляется глине, из которой общество вылепляет нужный ему образ. Обучающийся рассматривается системой в качестве объекта воздействия, индивидуализация (субъективация) обучающегося не являются целевыми функциями системы.
Поэтому, вероятно, следует ждать рождения принципиально новой технологии, основанной на иной антропологической парадигме, при которой образовательная система откажется от насильственного форматирования обучающегося и сосредоточится на задачах управления образовательным процессом и обеспечением условий его протекания. Субъектом образовательной деятельности станет сам обучающийся. От образовательной системы в этом случае потребуется только одно: постоянное обеспечение субъекта деятельности необходимой информацией в удобной для него форме и в удобное время.
Можно утверждать, что в какой-то своей части подобное уже начинает реализовываться.

Во-первых, за какие-нибудь пару десятков лет человечеству открылся новый мир — информационное пространство, связанное сетью телекоммуникаций, что, кстати сказать, и позволило актуализировать глобальные проблемы.

Во-вторых, это пространство для многих его обитателей стало не столько гигантской библиотекой, сколько деятельной средой, жизненным миром. Не с помощью Интернет, а в Интернет осуществляется сегодня деятельность многих людей.

Человечеству открылось пространство, которое необходимо освоить, но прежде всего необходимо образовывать.
Вот почему образование в киберпространстве должно с самого начала быть экологичным как по форме, так и по содержанию.

Дистанционное образование

Очная система образования связывает петлей отрицательной обратной связи «профессионализм — способность к обновлению личности информацией», реально ограничивающей возможности роста компетентности. Дистанционное образование с использованием современных средств телекоммуникаций предлагает на сегодня наиболее оптимальный выход из этой ситуации.

Непрерывное дистанционное образование позволяет всегда оставаться актуальным. Оно дает возможность включать в образовательную систему передовых ученых, производящих новое знание, в отличие от традиционной образовательной системы, переваривающей в течение некоторого времени новые достижения науки (система с «мертвым временем»).

В дистанционном образовании обучение в действительности становится многокомпонентным интеллектуальным трудом и школой управления этим трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным (преподаватели плюс другие студенты) субъектом информационной среды. Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее субъектом (среда плюс обучающийся). Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти. Процессы, происходящие внутри, репрезентируются во вне и наоборот.

Концептуальным нововведением было бы определение понятия виртуальной образовательной среды, выступающей в роли учителя, репрезентирующей многообразие жизненных реальностей.
В киберпространстве рождается институт учителя, и в это событие необходимо войти совокупным интеллектуальным и культурным силам общества.

Только тогда с появлением Интернет система образования будет работать на образ человека, а не опутывать нас всемирной Паутиной.

__________

In article are considered the principles developed in ecological psychology and psychology of virtual realities of distant education. Distant educational system is required the constant maintenance of the pupil by the necessary information in convenient for him form and time.

__________

Опубликовано: Калмыков А.А. Парадигматика экопсихологии в технологии ДО. // Дистанционное образование 2/2000 – М,. 2000. c.10-12.

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1