Индивидуальное, персональное и личностное сознание. Я в Себе.

28 мая 2011
от

Александр А.Калмыков

Сознание человека есть свойство постепенно формирующиеся и становящееся в процессе его жизни. Сознание общества формируется в процессе его исторического развития. При этом имеет право на существование аналогия между развитием человека – индивида в онтогенезе и человека-индивида в филогенезе и, историческим развитием общества и общественного сознания выражаемого, например, доминирующими идеологиями. На основании этой простой идеи и построена некоторая упрощенная описательная схема формирования сознания.

Схема представляет поэтапный процесс формирования сознания через фундаментальные познавательные функции: 1) этап отрицания; 2) этап отождествления; 3) этап включения. Становление личности как в историческом (филогенетическом), так и индивидуально-жизненном (онтогенетическом) плане проходит обозначенные этапы достаточно сложным образом. Все три этапа могут соприсутствовать в конкретном человеке или в конкретном обществе, доминируя в отдельных проявлениях личности.

Первое чему научается человек, едва появившись в этом мире, – это познавательная операция отрицания. Обретая самость, он осуществляет это посредством отрицания всего что есть «не Я». Мир разделяется на две области: область единого самотождественого мира «Я» и область множественного «не Я».

Это необходимый этап обретения формы, даруемой человеку в момент перехода из внутриутробного защищенного состояния к иному миру, агрессивному и ненадежному. Целостная единая оформленная самость (индивидность) человека противопоставляется множественности бесформенной Среды.

Составляющие эту среду стихии, вещи, и люди, воспринимаются функционально, а не сущностно. То есть в зависимости от того полезны или вредны они для индивида. Возникает смещение свойств, приписывания неживому качеств живого, и наоборот. В сознании рождаются тотемы и демиурги, формируются архетипы. Это хорошо иллюстрирует поведение ребенка (до четырех – пяти лет), а также архаического общества,– где эгоцентризм является вполне естественным и оправданным.

Здесь еще нет нравственности. Есть только нормы поведения, поддерживаемые авторитетами вождей, предков и идолов, и предписываемыми естественными биосоциальными законами сохранения жизни, рода и вида. Здесь еще нет самих понятий добра и зла, – они трактуются лишь как польза и вред, целесообразное и нецелесообразное, доставляющее наслаждение, приносящее страдание. Операция отрицания аналогична мыслительному убиению и заключает в себе отрицание живой, не описываемой в функционально-рациональных терминах реальности.

В силу непреодолимого барьера между единой самостью и множественным миром, мысль и деятельность – разорваны. Это и позволяет мифу, быть по выражению Лосева всецело реальным и достоверным, поскольку формирование образа реальности, остается прерогативой самодостаточного Я.

Такое мировосприятие можно назвать языческим. Оно порождает характерную для язычества множественность и жесткую функциональную отделенность мифологических существ. А также веру в то, что знание может позволить управлять ими (магия), поскольку рационалистическим центром остается человек.

Этот тип сознания можно назвать индивидуальным. А соответствующий тип личности – “в себе — личностным”, поскольку еще не открыта персоналия “ТЫ” а есть только “Я”. В микрокосме “Я” и происходят все бытийные процессы.

По славянски Я – Аз, а Аз это еще и единица. Число “Один” на символогическом языке означает следующее:

ОДИН символизирует бытие и открытие человеку духовной сущности. Это активный принцип, который раскладываясь на фрагменты приводит к многообразию – к Высшей силе,(…) Единица также приравнивается к свету.001

Интересную трактовку букве “А”– дает Сергей Есенин в эссе Ключи Марии:

Начальная буква в алфавите – А, есть не что иное, как образ человека, ощупывающего на коленях землю. Опершись на руки и устремив на землю глаза, он как бы читает знаки существа ее.

Познавая мир, человек структурирует его. Сравнивая себя с другими, он убеждается в сходстве себя с многоразличными другими. Его самотождественность (природная самость) начинает подвергаться коррекции. Вместе с этим активизируется ряд неразрешимых антиномий, делая необходимым постоянно осуществлять выбор. Подобные проблемы знакомы “юноше обдумывающему житье” и обществу, только выходящему на геополитическую арену.

В познание включается операция оценки эквивалентности и неэквивалентности. “Единое” становиться свойством не внутреннего, а внешнего мира. “Единое” найденное в абсолюте – отождествление мира и “Я”, – это приоткрывающий себя человеку Бог: источник теперь уже реальной жизни; существующей не только внутри сознания, но и вовне. Здесь уже просматривается начало нравственности. Но Единому Богу, тут же, противопоставляется абсолют зла, как нечто самому себе нетождественное; как образ всегда изменчивого Хаоса. Абсолюты Добра и Зла, тем не менее, пока представляются сознанию равносильными.

Так монотеистическое представление о Боге порождает представление дуалистическое, наиболее ярко представленное в гностицизме.

Перед человеком, потерявшим уверенность в своей целостности, знающим, что не все в нем устремлено к добру, ставится сложная проблема. Ему дается шкала, по которой он может определить свое собственное место и решить, к какому полюсу ему двигаться. Выбор между добром и злом оказывается произвольным. Действительно, если полюса Добра и Зла равносильны, то выбор определяется возможными выгодами. Первенствующими становятся критерии цена-качество, а что здесь цена и что здесь качество – определяет личность. Именно об этом Гете в “Фаусте”, Достоевский в “Легенде о великом инквизиторе”, и Пушкин в “Маленьких трагедиях”.

Еще не открылась человеку высшая обусловленность нравственности; еще не познана Любовь; еще не побеждена выравнительная, всеотождествляющая энтропия – смерть. Но уже дан Закон, а вместе с ним открылось беззаконие. Следуя или тому или другому можно получать свои выгоды. Достаточно возможностей и для переодеваний зла в добро. «Что вверху, то и внизу» – они эквивалентны.

На этом этапе человеку открывается персоналия “Ты”, как равнозначная, что является уже основанием для личностного становления. Этот уровень сознания можно назвать персональным, так как он выделяет из множества не только одну обособленную целостность, а ряд ближних, имеющих права называть себя “Я”. Соответствующий тип “личности”– “конкретно личностный”, так как, операция отождествления осуществляется по признакам соизмеримым с субъектом, и характерным конкретно для него.

Соответствующее число Два:

обозначает “эхо”, отражение, конфликт и противовес, или противопоставление или мгновенное успокоение сил, находящихся в равновесии; число также соответствует прохождению времени: линии, идущей из прошлого в будущее; геометрически оно выражается двумя точками, двумя линиями или углом. Оно также символизирует первое неделимое ядро материи, природу в ее оппозиции к Творцу, луну, как противоположность солнцу. Во всей эзотерической традиции двойка рассматривалась в качестве чего-то зловещего; она означала тень и бисексуальность всего сущего или дуализм (представленный в известном мифе о Близнецах), в смысле соединяющей связи между бессмертным и смертным, или между неизменным и изменяющимся. В мистическом символизме ландшафта в мегалитической культуре два ассоциируется с горой в виде мандорлы, центральным пунктом символического Превращения, образующего тигель жизни и включающего два противоположных полюса; добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, два — это число, ассоциирующееся с Magna Mater (Великой Матерью).002

Следующей осваиваемой операцией является операция сравнения или включения, при которой находится способ разрешения антиномий, диалектического синтеза противоположностей. Личность одновременно ощущает себя: значительнее мира; ничтожнее его; равной ему. Это открытие триединства – как неслиянного и нераздельного союза. Переход от монотеизма к троичному Богословию позволяющему преодолеть то, что о. Павел Флоренский называл законом тождества. Собственно только при таком мировидении и формируется понятие личности как сущности облеченной Свободой и Ответственностью.

Христианская философия, т.е. философия идеи и разума, философия личности и творческого подвига, опирается на преодоление закона тождества. Это философия духовная.003

Само-доказательность и само-обоснованность Субъекта Истины Я есть отношение к Он через Ты. Чрез Ты субъективное Я делается объективным Он, и в последнем имеет свое утверждение, свою предметность как Я. Он есть явленное Я. Истина созерцает Себя, через Себя в Себе. Но каждый момент этого абсолютного акта сам абсолютен, сам есть Истина. Истина – созерцание Себя чрез Другого в Третьем; Отец, Сын, Дух. Таково метафизическое определение сущности самодоказательного Субъекта, которая есть, как видно субстанциальное отношение. Субъект Истины есть отношение Трех.004

В познавательном акте, человек научается реально ощущать включенность свою в нечто большее, целое, единое и одновременно включенность этого большего, целого, единого в себя. Этим преодолевается плоскостность закона тождества, и, стало быть, закона смерти. Здесь и соборность, и особенность, и индивидуальность. Здесь смерть своего «я» ради жизни своего «я». Здесь общение с другим, как с самим собой и с третьим, незримо присутствующим – (Я, ТЫ, ОН).

Это открытие тайны Любви.

Соответствующее число “Три”:

… символизирует духовный синтез; это формула для творения каждого из миров. Тройка олицетворяет решение конфликта, поставленного дуализмом. Она образует полукруг, включающий зарождение, зенит и нисхождение. Геометрически она выражается тремя точками или треугольником. Она является гармоническим результатом воздействия единства на дуальность. Это число связано с базовыми принципами и выражает самодостаточность или возрастание “единства в самом себе”. В конечном счете, оно ассоциируется с понятием неба и троицы.005

Структура личности также троично предполагает субстанциальное наличие в человеке тела души и духа, объединенных в целостность личности и несводимых одно к другому.006
Трехипостасное существование человека и позволяет определять его в качестве посредника между дольним и горним миром.

Это и есть собственно личностное сознание. Соответствующее ему качество личности можно назвать “цело-личностным”. Ему присуща способность все выделять (включая себя) и все соединять; отождествлять выделенное и объединенное; ощущать себя и вс¨, вне себя, целостностью и структурностью; себя вместе со всем вне себя одновременно мыслить и как часть, и как целое. В полноте это возможно, естественно, только, для идеального человека, соделавшегося в полном смысле этого слова домом Божиим.

Обсуждаемую схему можно представить в виде следующей таблицы:

Репрезентация«Я” числовойсимвол тип сознания тип личности возрастная группа религиозная идеология
через не-”Я” 1 индивидуальный в себе –личностный детская политеизм, материализм
через — “Ты” 2 персональный конкретно –личностный юношеская монотеизм, пантеизм
“Ты” и“ОН”. 3 личностный цело –личностный взрослая троичное богословие

Эта классификация весьма условна, и служит только описательным целям. Сознание реального человека в реальной обстановке трудно однозначно отнести к какому либо определенному типу. Соотношения здесь строятся по принципу подобия, аналогии, особенно когда это касается последних двух колонок. Вместе с тем, представленная классификация может послужить основой и для осмысления своего собственного состояния, саморефлексии. Так понимание, что сознание, в каких то жизненных ситуациях не отслеживает ничего кроме своего собственного “я” является признаком перекосов в развитии личности. Их следует откорректировать. Таким образом, состояние сознания является индикатором зрелости личности, степени ее духовного совершенства.

Из книги:

Калмыков А.А. Ангел Земной — тварь Небесная. Заметки о православной антропологии.
Изд. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2011. – 154 с. — ISBN-13:
978-3-8433-0834-2. С.57-67.


001 Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book. 1994. C. 576.

002 Там же. С. 576-577.

003 Флоренский П.В. Столп и утверждение истины. / Том 1. М.: «Правда». 1990. C. 268.

004 Там же. С. 48.

005 Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book. 1994.

006 Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. М. 1994.

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1