Как построить новую общенародную российскую школу образования. Ю.Громыко

16 июля 2012
от

США, Евросоюз и Китай соревнуются сегодня на основе и принципах связности компетенций, осваи¬ваемых технологий и знаний.

Инновационную связность компетенций, техноло¬гий и знаний обеспечивают определённые модели образования.

Новые инициативы в области инженер¬но-технологического образования в США «поверх технологий», анализ скорости оборота знаний в обра¬зовании Евросоюза, борьба за качество образования в Китае демонстрируют успех этих стран в инноваци¬онно-стратегической гонке.

Интеграция знаний, технологий и компетенций и определяет создаваемую стоимость, выражающуюся в деньгах. Не деньги определяют создаваемую стои¬мость, они лишь позволяют её считать. Если образо¬вание не встроено в пазл связей с наукой и инновационной промышленностью, мы получаем лишних, невостре¬бованных людей, с надуваемыми как флюс знаниями, которых непонятно, где и как использовать, либо людей антисоциальных, ненави¬дящих власть и правительство, и готовых разнести вдребезги существующий социальный порядок.

Инновационное образование в США сегодня начинается с дошкольного и младшего школьного возраста. Чувствительность ребёнка к изменениям и обучение его организо-вывать изменения может вызываться и поддерживаться только в неформальной коммуникации с педагогом, сверстниками и другими взрослыми. На место школы как обезличенного казенного дома, как пишут американцы, должна прийти живая и вибрирующая детско-взрослая общность, чувствительная не только к словам (иногда произносимым в сторону и шепотом), но и настройке сознания ребёнка.

Возможно, кому-то это покажется странным, но в России всё это уже есть в системе инновационного образования. То, к чему США и Евросоюз ещё только приступают, в России реализовано, причём не в виде слома и разрушения советского образования, давшего миру спутник, но в виде надстройки над ним, в виде его развития.

1. Мы знаем, как конкретно практически за пять лет построить Новую Общенародную Российскую Школу, включающего учащегося в процессы инновации и модернизации. Мы знаем, как переформатировать школу, превратив её из казённого учреждения в детско-взрослую образо¬вательную общность. Создано и успешно использу¬ется педагогами и детьми новое содержание образования, когда всех детей учат мыслить, понимать и коммуницировать, действовать, используя и осваивая знания в разных областях. Это мыследе¬ятельностное содержание не превращается в набор затверженных пустых заскорузлых алгоритмов и норм поведения, а является формой и способом освоения и использования различных знаний. В случае мыследе¬ятельностного содержания деятельность не «болтается» в воздухе, не затвер¬живается в виде каких-то правил, но восстанав¬ливается по смыслу дела в ситуации и является работой со знаниями, а также знаками, задачами, проблемами, ситуацией, смыслами. Такое одновре¬менное освоение способ¬ностей мышления, комму¬ни¬кации, понимания, действия и знания, проблем, задач называется нами метапредметом. Над предметным конкретным знанием надстраивается деятельность, при помощи которой отслеживаются условия его происхож¬дения и употребления.

Задача заключается не в том, чтобы заменить старые советские «плохие» школьные учебные предметы неболь¬шим числом метапредметов, а в том, чтобы научить любого педагога строить учебный мета¬предметный курс. Этой работе педагога должны учить в вузе, и мы знаем, как его этому научить.

Новые способы учения и обучения, деятельности педагога и учащегося, когда они совместно исследуют, проектируют, конструируют, управляют, уже есть, уже созданы в виде живых образцов работы в инновационных сетях московского образования. Все школы Москвы, все школы России могут стать инновационными, осваивающими новые образцы работы, мыследеятельностное содержание образования. Содержательной становится сама форма работы учащихся, педагогов, сам способ деятельности.

В настоящий момент инновационной деятельностью охвачена 1000 школ, за пять следующих лет все школы Москвы и многие школы России могут стать инновационными. Более того, дополнительным предметом изучения в инновационных школах будут инно¬вационные модели мировой и российской экономики. Мы знаем, как создать и построить Новую Общенародную Российскую школу в каждом образовательном учреждении, в котором разнооб¬разие и единые принципы не исключают друг друга, но образуют единство. Для этого образовательные учреждения могут во взаимодействии с учителями, родителями, учениками, жителями микрорайона, бизнес-сообществом, общественными группами, средствами массовой информа¬ции быть переформатированы. В результате этого переформатирования на месте казённого учреждения появится детско-взрослая образовательная общность.

Если любого ребёнка научить мыслить, понимать, самоопределяться и действовать при продвижении в освоении конкретных проблем и задач, он всегда найдёт себе место в постоянно меняющемся социуме и рыночной экономике. Надо открыть для ребёнка интеллектуальный универсум, раскрыть возможности освоения исторической памяти наших народов, инициировать его волю.

2. Но инновационное школьное развивающее образова¬ние жизненно необходимо только во взаимо¬связях с инновационной промышленностью и практико-ориентиро-ванной наукой, открывающей новые физи¬ческие принципы и эффекты, создающей новые технологии, а также стратегиями развития сфер практики. При этом целые отрасли практик могут «схлопываться» и исчезать в результате освоения новых технологий, а на их месте будут появляться новые индустрии, кластеры и сферы занятости. Поэтому мыследеятельностное образо¬вание востребовано только во взаимодействии с профессиональным образованием и программами развития существующих отраслей экономики, проектированием новых отраслей и кластеров вместе с представителями фундаментальной практико-ориентирован¬ной науки и инновационной промышленности.

3. Обсуждение и конкретное проектирование будущего лежит в основе воспитания. Воспитание – это и освоение системы ценностей, и воспитание вкуса. Человек, который сегодня, сейчас готовит себя к будущему и проживает это будущее, заинтересован в восстановлении своих корней, истории своего народа и страны. Именно проектное созна¬ние и историческая память являются основой самосоз¬нания, способного культивировать образование и взращи¬вать у каждой живой личности ответст¬венность за свою жизнь, судьбу и страну.

Образование необходимо для того, чтобы поднимать интеллектуальный уровень нации, чтобы не дать возмож¬ности манипулировать сознанием. Мы же живём в период резкой деинтеллектуализации, деградационного тренда, и этот тренд вместе с «глупым» неинтеллектуальным телеви¬дением, потерей интереса к чтению серьёзных книг, понижением культуры дискуссии и, наоборот, культивированием инстинктов толпы и насилия может остановить развитие образования, его гуманитарных технологий.

Многие считают, что развитие образования следует обсуждать после выборов. Это ошибка. Развитие образо¬вания необходимо обсуждать сейчас и всегда. И пока процесс разрушения российского образования ещё можно остано¬вить, надо действовать.

_____________________________________

Уважаемые коллеги просьба проголосовать за Юрия Вячеславовича Громыко, если мы хотим все таки, чтобы наши дети не перестали нас понимать…

http://echo.msk.ru/blog/echomsk/908299-echo/

Метки:

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1