Образующая среда

26 июня 2011
от

Самый могучий образователь человека —  это сама жизнь. Условия быта, среда  общения, отношения с окружающим миром и людьми научают и воспитывают, формируют и перестраивают представления и взгляды, ценностный мир, характер и натуру человека. Жизнь — это бытование, обывание день за днем, год за годом от рождения до конца. Изменяя условия быта, можно изменять самого человека. И это совсем другое дело, что в одних и тех же условиях (даже в одной семье) порой вырастают совершенно разные по уму, жизненным притязаниям и характеру люди. Будем говорить не об исключениях, а о законах. В общем и целом среда бытования в союзе со СМИ лепит и формирует до удивления похожие друг на друга человеческие особи.

Исследования  в области психологии, социологии и психиатрии ХХ в. показали, что  человеческое сознание имеет четкие пределы осмысления как в отношении количества происходящих в обществе изменений, так и в отношении их природы.

Современная жизнь чрезвычайно динамична сама по себе. События происходят в таком количестве и так быстро, что даже развитый человеческий мозг не успевает осмысливать информацию, не говоря о людях со слабым интеллектом. Но (подчеркну это снова) глобализация — это сознательно, искусственно ускоренный процесс. В результате все более ускоряющегося потока общественных перемен и роста объемов подлежащей осмыслению информации огромная часть населения постоянно испытывает стрессы, оказывается в ситуации шока, не проходящего физического и психологического надлома, возникающего вследствие перенапряжения той части сознания, которая отвечает за принятие осмысленных решений. Неизбежно наступает состояние, когда людьми овладевает апатия, они начинают отказываться делать выбор в быстро меняющихся обстоятельствах, становятся легко управляемыми, не оказывают сопротивления происходящим переменам, даже если объективно эти перемены несут угрозу их благополучию и самой жизни.

Средства  массовой информации представляют в  настоящий момент поистине Главного Учителя, Главного Воспитателя и Главного Преподавателя. Это по-настоящему страшно: сегодня мало кто из родителей способен отогнать своих детей от телевизора, вытащить из Всемирной паутины. Я знаю семьи, которые специально не покупают телевизор, не подключаются к сети Интернет, но такие встречаются редко. (Любопытный и многоговорящий факт: при секвестре бюджета 2009 г. Госдума сократила расходы на культуру на 22 %, на образование — на 3,6 %, но увеличила их на 44 % для СМИ).

В 2000 г. Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, в котором я — президент, проводил Фестиваль качества. Заключительная часть фестиваля проходила в Государственном Кремлевском дворце. Мне хотелось, чтобы этот праздник и концерт увидели многие, и я решил договориться с тогдашним руководителем телеканала «Культура» А. Пономарёвым, моим давним знакомым, чтобы он помог мне в этом. Я увлеченно рассказывал ему о том, что будет происходить в Кремле, а он, послушав некоторое время, прервал меня: «Знаешь, это не важно, что там будет. Мы сами решим, что снимать и показывать. Зрители увидят то, что мы покажем, а значит, именно это и происходило…» Я был шокирован его откровением. Но в жизни все так и есть.

Мы  видим по телевизору, смотрим и  читаем в Интернете, слушаем по радио, узнаем из газет, журналов и книг то, что «кто-то» считает необходимым. Понятия «свободные СМИ», «свобода слова» — пустышки, миф и легенда из далекого прошлого, в которые верят только крайне наивные люди.

В советское время я был главным  редактором всесоюзного журнала с месячным тиражом в три миллиона экземпляров и знаю, что такое государственная цензура. Но сказать, что свободы слова не было, у меня нет оснований. Были табу и пределы, за рамки которых выходить не рекомендовалось. В каждом журналисте, писателе и поэте, в каждом редакторе жил «внутренний цензор». Он и определял прежде всего высоту полета мысли и фантазию автора, соотнося их с заботой о собственной безопасности.

Тот, кто скажет, что теперь все не так, что сегодня цензуры не существует, в моих глазах будет выглядеть смешно. Сегодня мысль и образы фильтруются не менее жестко — я имею в виду мысли правдивые, честные, образы истинно нравственные, светлые, подлинно героические. И фактически нет никакой разницы в том, кому принадлежит газета, телеканал, — государству или частному лицу.

Неясные, но могущественные иллюзии, которые  создает телевидение в сознании молодежи, могут иметь ужасающие  последствия для общества, ведут  нас к некоему коллективному  безумству. Мы начинаем видеть и сохранять  в памяти вещи, которых нет в действительности, не представляя самой действительности. А когда нас перестают «кормить» уже привычными продуктами, испытываем беспокойство, требуем их, находясь в виртуальном мире, сами того не сознавая.

Русские — очень впечатлительный народ, не привыкший к высокой умственной концентрации, линейному, логическому, структурированному мышлению. «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад», — писал когда-то А. С. Пушкин. Манипулировать нами не так уж сложно. Советские уже привычны к этому, новое поколение ничем не отличается от нас. Иногда мне кажется, что народ российский опустили до уровня легко контролируемого «общественного животного», готового стоять на задних лапках за любую подачку — будь то прибавка к пенсии, индексация зарплаты, а то и просто обещание завтрашнего просветления жизни.

В одном из докладов Римского клуба  под названием «Первая глобальная революция», опубликованном в 1991 г., доктор Александр Кинг утверждал, что новые  достижения в технологии коммуникации значительно увеличат власть СМИ, которые превратятся в двигатель перемен, в борьбе за установление нового, единого порядка, который похоронит государства-нации. Он сказал это в тот момент, когда СМИ уже были могущественным воспитателем масс в угодном власть имущим направлении. В начале 50-х годов ХХ в. господствовало радио. Потом появились транзисторы — и в тот же момент возникло множество ВИА (вокально-инструментальных ансамблей). Самой знаменитой была английская группа «Битлз», в одно мгновение завоевавшая сознание молодежи мира. Потом появились другие, но они не могли затмить «Битлз». Молодежью овладела битломания.

Разговор  о «Битлз» — тема особая. Спорить  с их фанатами бессмысленно. В данном случае речь о том, какое воздействие  оказала и оказывает их и подобная музыка (рок, рэп) на сознание человека, почему это происходит.

Говорят, что «Битлз» были не обыкновенной группой, отражавшей настроение молодежного  бунта начала 60-х годов, что это  было орудие психологической войны  по культурной перекодировке, перепрограммированию молодых поколений на основе концепции, разработанной франкфуртской школой (перенесенной в США) с неофрейдистских позиций. Думаю, так оно и было. С помощью «Битлз» и подобных групп при помощи СМИ глобализаторы привносили в сознание молодежи массовую культуру.

Эпоха «Битлз» — это эпоха истеричных и кричащих толп молодежи в десятки  и сотни тысяч человек. Это  начало культурной катастрофы, изменившей облик мира. Другое дело, что «Битлз» и им подобные многочисленные группы разных стран стали активными звеньями в планах идеологов Нового мирового порядка по контролю над массовым сознанием, не отдавая себе в этом отчета. Деньги, слава, замки, наркотики — всего до отвала. Думать-то особо некогда…

Признаться, я не любил в молодости и  не признаю до сих пор всерьез  рок, рэп и подобную музыку. Мне нравятся некоторые мелодии разных групп и не более того. Из четверки «Битлз» я знаю имя только Джона Леннона, а также знаю, что феноменальному успеху «Битлз» обязаны прежде всего Теодору Адорно (появилось даже утверждение, что именно он написал для них большинство лучших песен и стихов). Но то, что Адорно — немецкий социолог, один из основных философов франкфуртской школы социальных исследований, автор книги «Введение в социологию музыки», автор социальной теории рок-н-ролла, создатель массовой музыкальной культуры, как-то прошло мимо моего сознания. Узнал я это, когда принялся писать эту статью. Думаю, что многие читатели находятся в положении, схожим с моим: мы упускаем из поля зрения то, что нам не нужно знать и видеть. А все-таки зря…

Вот что пишет Адорно в упомянутой книге: «Надо запрограммировать  музыкальную массовую культуру как  форму глобального социального  контроля посредством постепенной  деградации ее потребителей». «Это процесс  воображения, наполненный эмоциями. Слушатель, который запомнил хит, будет стремиться к идеальному субъекту этой песни, к человеку, который в ней идеализируется… Насвистывая песню, человек проходит ритуал социализации, хотя это ничем не обоснованное ощущение, он остается таким же одиноким, как и был. Сравнение с зависимостью (алкоголика, наркомана. — И. И.) неизбежно» (Адорно, 1999). Это — музыкальная зависимость.

Секрет  успеха поп-музыки понятен только специалистам. Адорно и его последователи писали атональную, или, как еще говорят, 12-тоновую музыку, основы которой были заложены австрийским композитором Арнольдом Шенбергом в 1910 г. Это был противовес традиционной европейской музыке, основанной на гармонии, строгой иерархии звукового ряда, в котором есть главный тон и стремящиеся к нему остальные звуки.

Новая форма атональной музыки, в которой  тяжелые вибрирующие повторяющиеся  звуки особенно сильно воздействуют на тело, мозг и психику младших  возрастных групп, пробуждая в сознании отдельных индивидов, как им кажется, некие общие для всех возбуждающие ощущения, вызывая чувственное раскрепощение, выводя наружу запретные страсти. Вероятно, в те времена появилось понятие «расслабиться», т. е. отдаться во власть импульсов, в которых сексуальные желания подавляют важные нормы поведения человека, диктуемые сознанием. Появление нового вида музыки, которую обобщенно называют «попсой», привело к появлению огромного числа ее потребителей и, как результат, породило индустрию развлечений, включающую производство музыкальных дисков, их продажу, рекламу, маркетинг.

Но  посмотрите российский телеканал «МузTV». Что за музыка там звучит? Только попса. И та в основном не отечественная. Вслушайтесь, о чем поют «звезды» нашей эстрады. Стихов нет, есть слова, да и тех обычно очень мало, а из этой малости большинство об Этом. Это — контркультура традиционной российской культуре, что совсем не случайно.

…На праздничный предновогодний концерт 2009 г. мы пригласили в университет  суперпопулярную группу музыкантов «NOIZE MC» . И вот они вышли на сцену. Студенты бурно приветствовали небрежно одетых, небритых парней. И вот те ударили по струнам своих гитар. Под визг электрогитар и грохот барабанов солист начал бормотать какие-то слова, за смыслом которых я не смог уследить. Потом была овация. «Кто любит рэп — поднимите руки! — прокричал солист. — Хорошо! Кто любит хип-хоп? Хорошо!» Я оглянулся: в зале на 800 человек руки подняли человек сто. Я был в шоке.

Где-то кто-то сочиняет эту примитивную, отупляющую музыку и бессмысленный набор  слов. Бессмысленный — на мой  взгляд. Но если существуют «фабрики звезд», то есть и фабрики мыслей, фабрики музыки, фабрики, которые тиражируют диски, магазины по их продаже. И все это существует не по отдельности, не само по себе, а в связке взаимовыгоды. И «кто-то» заказывает именно такую музыку и такие слова. Кто?.. Мы не знаем их имен? Знаем!

Много блестящих, но дьявольских умов ловко  и безжалостно используют поп-музыку и поп-культуру для насаждения среди  молодежи чувств отчуждения, бесполезности  и отчаяния. И нет на них никакой  управы. И так — во всех странах мира. Кому это надо?..

В свое время правительство США  заказало Стэнфордскому исследовательскому институту проект по изучению влияния  на общество таких тенденций, как  социализм, анархизм, коммунизм, натурализм, мистицизм, гедонизм, феминизм и др. Общий вывод исследований был такой: образ человека, который доминировал последние два столетия, не соответствует постиндустриальной эре. Задача? Изменение образа человека. Нации должны быть запрограммированы на изменение. Эти изменения должны происходить несмотря ни на что и с такой быстротой, чтобы действительно глубокие трансформации люди даже не сознавали. В этой тихой войне по изменению человека особое место отводится образованию во всех его смыслах, а не только школьному и университетскому.

Коммерческий  канал MTV — популярной рок-музыки и клипов для подростков и молодежи, главная сила поп-культуры — был открыт в Англии в 1981 г. Сегодня MTV — часть медиаимперии «Viacom», известной также как корпорация CBS, а его руководители входят в состав Совета международных отношений (СМО) и Бильдербергский клуб. Чтобы «продавать» молодежи музыку и клипы, а с ними параллельно напичкивать ее сознание идеями и информацией, противоречащими общепринятым, традиционным ценностям, да так, чтобы никто не заметил обмана, передачи MTV строятся особым образом, с учетом возрастного сознания и подростковой психологии. Здесь нет длинных проповедей и нравоучений. Эфир состоит из множества коротких текстов, прерываемых музыкой и клипами, которые поддерживают молодого человека в состоянии постоянного эмоционального возбуждения и сладостного ожидания, что следующий клип покажет нечто такое, что наконец-то удовлетворит его. Между тем эти короткие тексты ненавязчиво учат тому, как расти и жить. Они не тянут вверх, к высшим ценностям, нет. Преобладают реалити-шоу в стиле «Дом-2» Ксюши Собчак. Тебе не говорят, что такое «хорошо», а что такое «плохо», что правильно, а что нет. Тебе показывают жизнь людей твоего круга, твоих сверстников такой, какой она есть и может быть для тех, кто смотрит передачи этого канала. Все (вроде бы) просто, все (вроде бы) правда. И все очень обманчиво. Потому что тебе показывают и рассказывают выдуманные истории по заранее написанным сценариям, предлагают песни и клипы с теми смыслами, которые кому-то надо вложить в твою голову. Обычные мысли обычных людей из обычной жизни. Но они гипнотизируют. Тому, кто смотрит эти передачи, не надо включать ум и логику, достаточно расслабиться и ловить кайф, т. е. чувствовать, не понимая, что при этом ты бессознательно воспринимаешь, поглощаешь те послания, которые зашифрованы в коротких текстах, клипах, мелодиях и словах песен. Ты переносишься из сущей действительности в иной мир, в искусственную реальность, отвергая тем реальность, данную на самом деле. Музыка в сочетании с повторяющимися картинками замыкает, обрывает любую собственную мысль, кроме мысли о том, что тебе хорошо и вот-вот станет еще лучше. Там, где нет мысли, нет смысла, а там, где нет смысла, нет морали. «Ты отстранился от реальности? Твой мозг затуманен сексуальными фантазиями? Прекрасно! Это то, чего мы хотели. Тебя уже не устраивают наши галлюцинации? Ты попробовал наркотик? Прекрасно! Это также в наших планах».

Теперь  представим миллиардные массы детей, подростков и молодых людей, прилипших  к экранам телевизоров и не отрывающихся от него по шесть-семь часов в сутки. Их психика еще неустойчива, их знания поверхностны, их жизненный опыт равен нулю или слишком мал, чтобы понять надувательство. Добавим к этим миллиардам сотни миллионов безграмотных людей и тех, кто поражен неврозами, истощенных тяжелыми невзгодами и неблагополучием, которые, в сущности, мало чем отличаются от детей и подростков в том смысле, что сознательно хотят убежать из страшной для них реальности в мир простых эмоций, чтоб забыться. Им не нужны сложности и проблемы, они устали от них, они не хотят думать и делать выбор, им нужны простые решения сложных проблем и люди, которые скажут: «Мы подумаем и сделаем все за вас, вместо вас и так, что вам будет хорошо».

Вот так «они» образовывают — оглупляют  миллиарды людей, и никто не хочет понять это и воспротивиться. Это называется «массовый спрос». «Народ желает! Пипл хавает!» Там, где «пипл», там рейтинг передачи, там деньги!.. Масса оглупленных, оболваненных людей — страшная сила для тех, кто понимает сущую правду жизни и происходящего вокруг, хочет действительно изменить ее в лучшую сторону. «Масса» — самый эффективный цензор в мире. Когда они слушают или читают тех, кому дано понимать, кто хочет противостоять обману и оболваниванию, «масса» с ухмылкой говорит: «Он просто неадекватен».

В оглупленной «массе» вязнет правда и истина; «масса» — это скала, о которую разбиваются самые  высокие чаяния искателей истины и борцов за правду. Сознание «массы»  — это глухая стена между Правдой  и Ложью, Реальностью и Вымыслом.

Стадная реакция «масс» выгодна тем, кто властвует. Они понимают: пока «масса» сидит у телевизоров, смотрит МузTV, слушает попсу, хохочет над пошлыми шутками штатных клоунов, мечтает выиграть миллион или хотя бы приз в «Поле чудес», гоняет картинки и ведет бои с воображаемым противником на игровых приставках, они могут жить спокойно, в свое удовольствие.

Так программируют наших детей, так  формируются поколения дегенератов, знающих названия сотен агрессивных  комиксов, считающих насилие нормой и даже полагающих, что это самый лучший способ решения жизненных проблем, верный путь к благополучию, но — не желающих и не умеющих читать и писать, тем более — думать.

Думать  — всегда тяжело, думать — значит трудиться, думать о серьезных вещах  — самый тяжелый труд. Легко  — смотреть, немножко сопереживать, чуть-чуть сочувствовать, а уж если думать, то не словами, а образами, звуками.

«Кто-то»  разработал изощренный план по приручению свободного духа человека путем сатанинской  ловушки под названием MTV и ведет  тихую информационно-психологическую войну под попсовую музыку с яркими картинками по дальнейшему оглуплению человека. Кто? Мы знаем. А мы, кто понимает, — мы что: слабые, глупые, трусливые?.. Мы, воспитанные на классической культуре, понимающие истинную историю и смыслы происходящего, мы что — будем наблюдать это?

Фрагмент статьи ректора Московского  гуманитарного университета, доктора философских наук И.М. Ильинского. Западу не нужен образованный русский народ. Рекомендую  прочитать статью полностью: http://www.ruscadet.ru/znanie/min-obr/ilinsky.htm

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Один ответна «Образующая среда »

  1. Леонтий на 29 июня 2011 из 16:39

    Очень своевременная статья.

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1