Виртуальные сообщества как генератор новой социальности

21 января 2010
от

Александр А.Калмыков
(тезисы к докладу на iCamp/StartCamp 2009 )

При оценке социогенности виртуального общения можно исходить их двух предположений.

Первое — все что происходит в сети, то есть все возникающие в ней организованности , по прежнему  реализуют, выдвинутый еще Э.Каппом, принцип органопроекции. Сеть как вещь сделанная руками человека есть проекция человеческих органов, точно так же как и другие вещи: молоток, самолет, телевизор, бомба.  Этот подход в интерпретации Маклюена, хотя он и не использует термин «органнопроекция», приводит к пониманию медиа, как продолжения человеческих органов чувств (модальностей). Прежде всего:  зрения, слуха и осязания.  Сеть как медиа — расширение тактильной и кинестетической модальностей. Они в комбинации с органопроекцией человеческого мозга, составляют  достаточно жутковатое существо, способное  думать и ощупывать  окружающий мир. Однако в этом существе нет ничего внечеловеческого. Следовательно, все что происходит в сети есть продолжение того, что происходит во вне. То есть, он-лайн социальность  есть переведенная офф-лайн социальность. Даже новые виды социопатии, взращенные в сети, всего лишь сетевая форма знакомых посюсторонних от экрана социопатий. Например, многониковость — одна из форм расслоения личности — шизофрении, лудомания — одна из форм наркомании, и так далее. Мы найдем в сети проявления эпилепсии, истерии, аутизма, сексуальных перверсий, короче говоря, всего того, что наблюдалось   психиатрами и психологами задолго до появления интернет.

Второе предположение, основано на том, что принцип органопроекции на сеть уже не распространяется. Ее сложность  привела к качественно-новому скачку, при котором в сети стали образовываться структуры уже не человеческой, а иной природы. В этом случае он-лайн социальность следует рассматривать как иной вид социальности, формирующей отношения и коммуникации иного рода. Причем, не исключена возможность трансляции этих отношений из сети в обыденность и повседневность. В пользу допущения такой возможности говорит, например, культурный феномен — флешь-моп. Классический флешь-моп  это собирание незнакомых  друг с другом людей для занятия бессмысленной деятельностью в неуместном для этого месте. То есть, имеет место проявление трех качеств: некоммуникации, бессмысленности и неуместности. Теоретически такое не могло бы существовать в культуре в принципе, однако существует. Флешь-моп, вряд ли мог бы существовать без интернета и мобильной связи, то есть без сети. В современной сгущено-коммуникативной реальности всякое действие есть слово, а слово есть действие (перфомативное высказывание Д.Остин), следовательно «некоммуникация, бессмысленность и неуместность» тоже высказывание. Но кто спикер?  Очевидно, что не люди, которых собрали по сети и не организаторы. Спикером, стало быть, является сама сеть, которая говорит нам: «Я есть. Я здесь. Я могу модифицировать поведение людей».

Впрочем, это слишком смелый вывод. Однако он заставляет задуматься о том, как сетевое общение влияет, и будет влиять на нормы и ценности  повседневности. То, что даже политики поняли, что сеть сегодня существенный  фактор в политической игре, говорит само за себя. С помощью интернета, Абама, например, разорвал американский семейный политический традиционализм, а Медведев стал активно наращивать политический вес, использую видиоблог и аккаунд в ЖЖ. Политика, таким образом, вошла в сеть, или точнее сеть вошла в политику.

В этом коротком докладе   не представляется возможным провести детальный анализ форм социальности генерируемой сетевым общением и виртуальными сообществами. Кроме того, годятся ли современные методы социологии и социальной психологии для решения этой задачи, или нужны новые методы. Так что может быть и не стоит спешить с разработкой типологий и вскрытием закономерностей. Важнее другое — осознать, что эта проблема действительно назрела, причем не только в теоретическом, но и во вполне практическом ключе. И, конечно же нужно ответить на вопрос какова природа  нетсоциальности, все еще человеческая или уже нет.

Метки: , , , , , , , , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1