Обзор предложений и трендов на российском рынке pr-консалтинга
Рынок pr-консалтинга в России, гораздо моложе западного, но представляется сейчас сформированным и достаточно насыщенным. PR-агентства или, как более модно стало их называть, коммуникативные (коммуникационные) агентства предоставляют практически любые разновидности услуг по формированию связей с общественностью в соответствии со спецификой запроса клиента.
Выделяются агентства с лидирующими позициями на рынке, которые уже имеют вполне солидный опыт и багаж наработанных технологий, что позволяет говорить о наличии профессиональных участников и рынке, как таковом. Ведущие агентства, зарекомендовавшие себя, имеют более чем 10-15-ти летнюю историю. Как правило, это московские и питерские компании, открывшие сеть филиалов в других городах России. К таким относятся «Никколо М», «Михайлов и партнеры», ЦПК «PRопаганда», «ИМА-консалтинг», AGT Communications Group и другие. За годы работы они сформировали свое уникальное предложение и определили специализацию, сконцентрировав усилия на тех направлениях, где опыт наиболее богат и имеются устойчивые связи. По опыту Андрея Степанова, генерального директора ЦКТ «PRОПАГАНДА», в процессе работы над однотипными проектами появляется специализация. Однако, ряд агентств, в том числе крупных и известных, старается продать все возможные pr услуги, включая весь спектр маркетинговых, рекламных и pr коммуникаций, как в политической, так и в бизнес сферах. Эффективность такого подхода вызывает сомнения.
Российский рынок PR-консалтинга имеет два базовых направления: политический PR и PR для бизнеса. В этой связи рынок услуг в области связей с общественностью является наиболее зависимым от политической конъюнктуры и темпов развития экономики. В первом случае – это «фактор политической сезонности», определяемый сроками подготовки и периодичностью проведения выборных кампаний, во втором – «фактор бизнес-сезонности», зависящий от положительной или отрицательной динамики развития отдельных видов предпринимательской деятельности, спадов или подъемов макро-, мезо- или микроэкономики. Появление и распространение новых для российской деловой среды финансовых инструментов, возможностей выхода на мировой рынок, влияние глобальных и локальных экономических явлений, приводит к возникновению новых pr-услуг. Так, например, прижился на российском рынке Investor Relations, появилась потребность в проектировании имиджа и репутации для выхода на IPO, финансовый кризис «оживил» спрос на услугу по антикризисному pr и т.д.
Таким образом, спектр оказываемых pr-услуг периодически расширяется и корректируется, агентства концентрирует на наиболее востребованных pr-услугах, спрос на которые зависит от изменений в политической, экономической и социальной сферах государственного устройства.
Новые социальные тренды, появление инновационных инфокоммуникационных технологий и средств связи стимулируют развитие рынка pr-консалтинга. Компании вынуждены внимательно следить за тенденциями развития общества, чтобы оперативно реагировать на грядущие изменения и формировать новые предложения услуг, опережая не только своих конкурентов, но и еще не созревшие запросы клиентов.
Как отмечают некоторые участники рынка, ряд предложений остается низко востребованным у клиентов в силу не понимания последних необходимости создавать или менять отношения с какой-либо группой стейкхолдеров, а также неготовности к принятию инноваций. Так, например, услуга по формированию отношений с персоналом (внутрикорпоративный pr) менее популярна у заказчиков, чем media relations; создание использование традиционных технологий и каналов коммуникаций преобладает над новейшими. Так, например, pr-агентствам чаще заказывают разработку концепции корпоративных печатных СМИ, чем создание и управление проектом внутреннего сайта (итранет) или блогосферой.
Во многом развитие рынка pr-консалтинга зависит от грамотности заказчика в сфере общественных коммуникаций. Конечно, формирование такой грамотности в интересах самих участников рынка pr-консалтинга.
Сейчас предложения по pr-консалтингу вариативны. Широко представлено абонентское обслуживание, в которое входит целый комплекс услуг по pr-сопровождению деятельности клиента. Практикуется предоставление разовых услуг, например проведение пресс-мероприятия, презентации, корпоративного мероприятия, ивента, какой-либо акции, разработка pr-концепции или медиа-плана, прочее. Выделяется, как наиболее сложная, проектная работа, связанная с разработкой уникального решения конкретной задачи в соответствии со спецификой сферы деятельности клиента и индивидуальными параметрами заказа. Часто клиенты заказывают выполнение определенного набора услуг, реализацию которых не может обеспечить собственное pr-подразделение или пресс-служба в силу ограниченности ресурсов. Примером может стать выполнение работы по мониторингу СМИ, отработке негативных публикаций, копирайтингу, интернет-продвижению и другое.
PR-агентства по-разному трактуют и определяют перечень своих услуг. Можно наблюдать несколько дефиниций одной и той же по сути услуги, к примеру, кризис менеджмент, кризисные коммуникации или антикризисный pr. Однако выделяются и общепринятые понятия, среди которых услуги по GR, IR, Event media, Public Affairs , внутрикорпоративный PR, др. Например, политический pr, в общем виде, подразумевает подготовку и проведение федеральных и региональных предвыборных кампаний, партийных выборов, GR и лоббирование. Отдельно выделяют услугу по ведению издательских проектов, как правило, информационных и внутрикорпоративных СМИ.
Ряд компаний, разделяет свои услуги на практики, как, например, «Михайлов и партнеры». Агентство оказывает услуги по четырем направлениям-практикам: корпоративные, финансовые и социальны коммуникации, а также практика государственных контрактов.
Сфера финансовых коммуникаций, пожалуй, одна из специфических и относительно новых для нашего рынка. В нее входят услуги по корпоративному позиционированию и репутационному менеджменту, сопровождению выхода на IPO, коммуникации в процессе реструктуризации. Для реализации подобных проектов, агентство должно обладать серьезными наработками и специалистами со знаниями бизнес-среды, специфики работы в разных отраслях экономики и на финансовых рынках.
Успешные агентства, предлагающие услуги по созданию визуальных коммуникаций и мультимедийных проектов, обзаводятся собственными дизайн и видео студиями, как например, PRопаганда. Для других, конкурентным преимуществом становится своя широкая филиальная сеть (Коммуникационное агентство AGT), позволяющая работать с региональными проектами и аудиториями, а также с зарубежными партнерами и инвесторами. Выделяются агентства, предоставляющие услуги компаниям преимущественно определенного сектора экономики, например, телекоммуникационным компаниям или фармацевтическим, нефтегазовым или государственным.
По различным данным, представленным в аналитических материалах pr-агентств в интернете, наиболее популярна услуга по формированию отношений с медиа, т.к. в большинстве случаев клиенты воспринимают PR как статьи в газетах и журналах или репортажи. Отношения со СМИ примерно на 60-70% заполняют все работы pr-агентств, по оценке руководителя Public Relations Service Group, остальное – отношения с партнерами и клиентами, и на последнем месте стоит корпоративный PR. Преобладание так называемых «media relations» среди услуг, оказываемых PR-агентствами, можно назвать общей тенденцией.
В 2009 году наиболее востребованными оказались корпоративные и кризисные коммуникации в связи с проблемами в финансово-экономической сфере. На втором месте, маркетинговые коммуникации. Цифровые коммуникации (digital PR) показывают устойчивый рост по всему миру, а также и в России.
Одним из новых востребованных направлений в консалтинге можно назвать SR – pr в социальной сфере, сопровождение проектов по корпоративной социальной ответственности. Для государственных органов, предприятий и организаций предлагается pr-сопровождение приоритетных социальных проектов. Далеко не многие компании предлагают услугу по новому актуальному направлению, называемому по-разному: территориальный брендинг, Regional Relations и т.п. в рамках которого осуществляется формирование и продвижение имиджа какой-либо территориальной единицы, региона или субъекта.
Трендом последних лет является развитие и наращивание услуги интернет-коммуникаций, опции которой постоянно расширяются. Теперь это не только создание и поддержание корпоративного сайта, присутствие в информационном интернет-пространстве, работа с электронными СМИ, но и создание корпоративных форумов, внутренних корпоративных сайтов, социальных сетей и блогов. Некоторые агентства называют комплекс таких услуг – интерактивные коммуникации.
Семёнова Л.С. — ПР-менеджер.
Похожие статьи
