История экопсихологии. Эколого-психологическая парадигматика

2 октября 2011
от

А.А.Калмыков

Впервые термин «экологическая психология», по мнению психоло­га из Эстонии М. Раудсепа (М. Раудсеп. Экопсихология как наука о поведении человека в социальной среде // Человек в социальной и физической среде ред. Х. Лийметса, Е. Нийта, М. Хейдметса, Таллин: 1983), поя­вился у немецкого психолога Род­жера Баркета после 1949 года.

Его понимание предмета этой дис­циплины ограничивалось изучени­ем связи естественного поведения и среды на молярном уровне, то есть устойчивых поведенческих явлений, свойственных данному месту. Такое понимание экопси­хологии сегодня представляется чрезмерно узким.

С экопсихологией сегодня происходит подобное тому, что произошло с экологией. Экология, введен­ная 100 лет назад Эрнстом Геккелем (Эрнст Геккель (1834-1919) — немецкий биолог эволюционист) как узкая отрасль биологической науки, изучающая условия эволюционирования отдельных видов организмов в окружающей среде, расширилась за последнее время до разветвленной, интегративной, междисциплинар­ной системы знаний о человеке и о мире.

Поскольку экопсихология находится в фазе становления, то вполне естес­твенным можно признать тот факт, что существует множество разноч­тений в трактовке данного понятия. Сложившуюся ситуацию не измени­ла и Первая Российская конференция по экологической психологии, сос­тоявшаяся в декабре 1996 года в Психологическом институте Российской академии образования. Разброс представлений и подходов к экологичес­кой психологии таков, что говорить о возникновении нового научного направления и, соответственно, сообщества специалистов пока рано. Для одних — экологическая психология всего лишь качество психологии лич­ности, для других — особый педагогический или психотерапевтический инструментарий, для третьих — не более и не менее, как новая область знания, претендующая на разработку принципов, которые могли бы по­влиять на парадигматику психологической и экологической наук в целом.

Экологическую психологию одни ученые принимают лишь как весьма частное явление, другие, напротив, стараются возвысить ее статус до метауровня. Наличие этих двух полюсов как нельзя лучше вскрывает про­тиворечия при становлении этой области знания и является своего рода оправданием высоких претензий экологической психологии.

На наш взгляд, экологическая психология с трудом вписывается как в парадигматику психологии, так и в парадигматику экологии, что заста­вляет либо отказываться от ее теоретико-методологического участия в науке, либо, напротив, претендовать на роль законодателя. Кроме того, данное положение провоцируется актуальным состоянием наук, объединить которые берется экопсихология.

Действительно, беременность психологии новыми парадигмальными иде­ями сегодня признается многими специалистами, а размытость границ предметной области экологии (от городских свалок до ноосферы) создает прекрасные условия для их апробации.

Среди идей, претендующих на общенаучный парадигмальный уровень, отчасти заимствованных из других областей знания, отчасти рожденных внутри экопсихологии, можно привести следующие:

■ придание обитаемому миру (эйкосу) статуса субъекта;

■ полионтологичность или множественность реальности (одна из базовых позиций виртуалистики);

■  придание     виртуальным     реальностям     онтологического статуса;

■ представление о человеческом Разуме  как о  системном свойстве  Мироздания,  при котором  между человеком и эйкосом возникают взаимно-рефлексивные отношения;

■ принципиальная неравновесность процессов и, как следст­вие, непредсказуемость действительности;

■ представление реальности в форме актуализированной со­бытийности (синергии) человека, социального окружения, обитаемого мира в целом.

Смежные дисциплины: экология человека, социальная экология, географическая психология, психология безопасности

Синтез экологии и психологии происходит в предметных областях:

экологии человека — изучающей закономерности взаимо­действия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей чело­века;

психологии труда — труд как обменный эко-социальный и психо-экологический феномен, экобезопасность труда;

педагогической психологии — проблемы экологического образования, проблемы формирования личности;

психологии безопасности — проблемы экологической безо­пасности и ее обеспечения;

географической  психологии —   влияние  ландшафта   на психику, психическое здоровье и климат, человек как прео­бразовательная сила природы и т.д.;

социальной экологии (феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания);

■   глобальной экологии (проблемы ноосферогенеза и устой­чивого развития);

■ экология культуры (взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды)

■  и др.

Экопсихология в системе наук

На рис. 2 приведено представление экологической психологии в системе наук, построенной на базе конструктов:

биотическое (В BIOS) — социальное (S SOCIALIS);

экологическое OIKOS) — психическое ( WPSYCHE)

Содержательно экологическая психология раскрывается в качестве сос­тавной части прикладной экологии (психологическая компонента техно­логии решения экологических проблем), и в качестве таковой особое вни­мание уделяет лицам, участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок и разрабаты­вает психотехнические способы экологизации сознания ЛПР (лицо, при­нимающее решение).

В качестве же самостоятельной научной дисциплины междисциплинар­ная интегративная область знания формируется на стыке экологии чело­века и психологии.

Предмет экологической психологии можно определить как рожденное Природой и Обществом «психическое» человека, являющегося носителем особой геологической (по В.И. Вернадскому) и космической силы, срав­нимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты.

В экологической психологии изучаются психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости от средовых свойств различного уровня: физического, химического, биотического, психологического, социального, культурно-исторического, духовного.

Уровни задач экопсихологии

Круг проблем экопсихологии условно разбивается на три уровня (рис. 3):

(1) группа задач первого уровня:

изучение экоусловий сохранения и развития психики человека, определение предельно допустимых зна­чений различных параметров среды, поиски оптиму­ма, выяснение влияния различных типов загрязнений, в том числе и «психологических». К ним относятся также задачи оценки экологической обстановки с помощью психологических методов;

( 2) группа задач второго уровня:

соответствует обратному отображению «психическо­го» на Мир, реализуемому в процессе продуктивной деятельности человека, целенаправленный, созна­тельный характер которой обуславливает отражение в суммарном продукте, то есть преобразованном Мире (эйкосе) общих и особенных психологических свой­ств личности. К задачам второго уровня относятся во­просы, связанные с исследованием психологических свойств, определяющих энтропийный (разрушитель­ный) и эктропийный (созидательный) характер дея­тельности, разработка методов психодиагностики экологической ориентации личности и способов ее формирования, эколого-психологический анализ тру­да, вопросы психологии труда в природоохранной сфере;

( 3 ) группа задач третьего уровня:

составляют психологические проблемы ноосферогенеза. Ноосферогенез, являясь процессом природ­ным, может, тем не менее, происходить только под управлением человеческого Разума, организованного наукой нового типа. Быть может, именно экологии как науке о Доме, в союзе с психологией — наукой о душе строителя Дома, предстоит сыграть эту роль.

Практические задачи экопсихологии:

Психологические свойства окружающей среды, механиз­мы действия «психологических загрязнений» и психологи­ческие явления, сопутствующие природным и техногенным катастрофам.

Медицинские и социально-психологические следствия проживания в зонах с   различным качеством окружающей природной среды, прежде всего в зонах с. экстремальными условиями жизни (например, Заполярье) и на территориях экологического бедствия в эколого-географическом аспекте.

■ Медицинская и социально-психологическая реабилита­ция населения. Роль географических факторов, традицион­ной культуры и религии в процессах реабилитации.

■ Проблемы геополитики в социально-психологическом и этнопсихологическом аспекте.

■ Медицинские и социально-психологические следствия вынужденного переселения на территории с резко отлич­ными от прежних экологическими условиями. Реабилитация беженцев.

■ Влияние эколого-географических факторов на психо-физиологические характеристики индивида и построение на этой основе интегральных критериев оценки экологической обстановки.

■ Медико-экологические и эколого-психологические под­ходы к проектированию рекреационных и особо охраняе­мых территориально-хозяйственных образований (заповед­ников, национальных природных парков, эколого-экономических зон, ноосферных заповедников).

■ Медико-экологическая и эколого-психологическая экс­пертиза социально-экологических систем.

■ Психотехнические средства распространения и популя­ризации географических, медико-экологических и эколого-психологических знаний среди населения и научной общес­твенности.

■ Влияние свойств индивида и личности на решение эко­логических проблем различного уровня.

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Один ответна «История экопсихологии. Эколого-психологическая парадигматика »

  1. land_driver на 3 февраля 2012 из 23:10

    Надеюсь, это будет интересно — интервью с известным путешественником, философом, писателем и экологическим психологом Кудряшовым Петром — читайте здесь http://photo-drive.ru/Interview_text/Interview_Kudryashov_Petr.html

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1