Особенности PR-консалтинга в России
Т.П.Усачева
«PR-консалтинговая деятельность появилась в России не так давно – в начале 90-х годов XX в», — утверждает всемирно популярный Интернет. Однако, судя по количеству представленных в том же Интернете PR-консалтинговых агентств, уже развернула широкую деятельность. Только в поисковике Yandex при запросе «PR-консалтинговые услуги» нашлось 4 млн.ответов!
Итак, на первой странице Yandex под номером 1, обозначился: Джефкинс Ф, Ядин Д. Паблик Рилейшнз. Глава 4. Учебное пособие. Заглядываем: «PR-консультирование или практическая консалтинговая деятельность в области PR – это определенные технические и творческие услуги, предоставляемые отдельными людьми или их группой, компетентно выполняющими свою работу на основе накопленного опыта и соответствующей подготовки, зарегистрированных установленным образом для осуществления определенных видов деятельности». Правда, все вышесказанное относится к PR консультированию на территории Соединенного Королевства Великобритании. Принимаем к рассмотрению данное утверждение, все-таки PR – не отечественное изобретение. Это определение вы будете часто встречать на сайтах многих PR-агентств. Есть и другое определение, правда в нем отсутствует приставка PR, речь идет о консультировании в целом: «Консультирование можно рассматривать либо как профессиональную службу, либо как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. В тоже время это также метод, позволяющий повышать индивидуальную производительность и эффективность работы организации в целом». И далее по тексту, каким должен быть сотрудник, представляющий консультирование: «Человек становится консультантом, когда накапливает путем учения и практического опыта значительные знания определенных ситуаций и приобретает навыки, необходимые для решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования работы, общения с людьми, планирования изменений, преодоления сопротивления изменениям, помощи клиентам в накоплении опыта, и т.д.» Другими словами, это люди, обладающие глубокими знаниями, компетентные в конкретной области, дающие советы за определенную плату.
Итак, мы выяснили, что представляет собой процесс PR-консультирования, и каким должен быть сотрудник, занимающийся вышеуказанной деятельностью.
Проанализируем, какие «определенные технические и творческие услуги» предлагают отечественные PR-консалтинговые агентства. Так как агентств, представляющих подобные услуги, огромное количество, ограничим рассмотрение несколькими сайтами, предлагающими PR-консалтинговые услуги.
«PR&Консалтинг ПРОСТОР». Считают себя профессионалами в построении коммуникационной политики. Хорошо, если их утверждение будет совпадать с мнением окружающих (Прим.авт.) Предлагают: комплексные PR-услуги «оптом и в розницу»:
— Комплексное PR-продвижение в Интернете, прессе, радио и телевидении
— Обеспечение Market Visibility – заданного уровня заметности на рынке
— Вывод новых продуктов и услуг на интересующий вас рынок: «PR с нуля».
— Смысловое и идеологическое оформление бизнеса- Работа со СМИ
— Внутрикорпоративный PR
— Персональный PR
— Медиатренинги для топ-менеджеров и персонала
— Подготовка и написание текстов речей
— Копирайтинг, подготовка текстов для буклетов, сайтов, годовых отчетов
— Книга как эксклюзивный PR-проект
— Написание книг, корпоративных историй, журналистских исследований
— Разработка учебно-методических курсов в области PR
— Представление вас в русскоязычной блогосфере
— Разработка спонсорских предложений, фандрайзинг
— PR-сопровождение состязаний в государственных тендерах
— Организация и проведение конференций, пресс-конференций и специальных мероприятий
— Противодействие черному PR
Претендуя на высокое звание профессионалов-консультантов, консалтинговые услуги, идут не как основные, а дополнительные к вышеперечисленным. (прим.авт.) :
Консалтинг
«В дополнение к PR и информационному сопровождению вы можете обратиться к нам за профессиональными консультациями, например, по вопросам привлечения и удержания клиентов. На определенных этапах для достижения бизнес-целей вашей компании могут потребоваться смежные с PR гуманитарные технологии. Мы компетентны в следующих направлениях:
— Government Relations (GR)
— Investor Relations (IR)
— PR-аудит текущей активности (коммуникационный аудит)
— Разработка коммуникационной стратегии
— Разработка схем привлечения и удержания клиентов
— Executive-Search и Networking на российском PR-рынке
— Подготовка и проведение мозговых штурмов
— Проектирование Интернет-ресурсов (порталов, сайтов)
— Проведение семинаров».
«PR-агентство P&K Group». Представлено на рынке PR-консультирования с 1999 г. Сегодня агентство разрабатывает PR-программы, выполняет отдельные проекты и предоставляет комплексное информационное обслуживание крупным промышленным, коммерческим и финансовым компаниям. Крупным, оно конечно, всегда лучше, можно стоимость сметы завысить! – (Прим. авт.). Агентство P&K Group предлагает планирование и реализацию отдельных PR-проектов и комплексных PR-программ. Осуществляет информационно-рекламную поддержку деятельности компаний и способствует продвижению на рынок отдельных товаров и услуг.
«Консалтинговая группа (КГ) «Полилог»: полный комплекс услуг в области PR (связей с общественностью) и маркетинговых коммуникаций. Мы формируем имиджи и поддерживаем репутации — профессионально и эффективно. Вникаем в задачи бизнеса клиента, определяем, какие целевые группы и инструменты могут помочь в решении, и предлагаем план действий с понятным результатом. А затем реализуем согласованную PR-программу «под ключ». Ничего лишнего — всё, что действительно нужно организации, бренду, персоне».
Сопоставляем представленные услуги вышеперечисленных компаний с базовым определением. В большинстве случаев, услуги, предлагаемые компаниями, отвечают заданным функциям и задачам PR-консультирования. Компании представляет услуги и консультации по коммуникационным технологиям, и, судя, по портфолио, готовы построить модель коммуникации клиента и целевой аудитории.
Стоит заметить, что большинство фирм очень молоды (1-5 лет) и находятся на первой фазе развития. Их основной приоритет на сегодняшний момент — найти клиентов и вовремя получить с них деньги за проделанную работу. С этой целью PR-консалтинговые компании используют различные рекламные методы: размещение информации о сайте компании в каталогах, регистрация в поисковых системах, баннерная реклама, в которых для успешности используются иллюстрации, заголовки. Не обладая известным брэндом, компании полностью концентрируют внимание на своих услугах, крупно выделяя шрифтом, цветом и положением слово «оценка» и на адресе своего сайта. Так же особо подчеркнуты основные преимущества работы с компанией.
Клиенту, действительно нуждающемуся в услугах PR-консультирования, легко потеряться во всем многообразии PR-консалтинговых агентств. Как распознать действительно квалифицированную компанию, способную оказать содействие в достижении гармонии коммуникаций в масштабах поставленной задачи на уровне небольшого предприятия?
Кроме яркого портфолио, лидирующей позиции на страницах сайта, на мой взгляд, необходимо ориентироваться на компанию с большим опытом работы в PR-консультировании и имеющей высокую репутацию.
PR-консалтинговые агентства предлагают, а выбор, как всегда, остается за нами…
Похожие статьи
