«Как возможна квантово-синергетическая антропология, синтетические миры телесности»  В.Г. БУДАНОВ

14 ноября 2016
от

Опубликовано в: Философия и синергетика

В.Г. Буданов — профессор РАГС при Президенте РФ

В статье предлагается рассматривать базовые деятельностные и темпоральные модусы (онтологии состояний и темпоральные онтологии) бытия человека с единых позиций синергетики и квантовой теории, методология которых дает эффективные способы объяснения сложных развивающихся иерархических систем. Начиная от едва осознаваемых собственных соматических реакций, когнитивных и коммуникативных процессов, до долговременных социальных и когнитивных составляющих природы человека, — все эти процессы предлагается понимать как единый делокализованный в реальном и виртуальном времени антропологический феномен телесности, получающий свое описание в становящейся сегодня квантово-синергетической антропологии

Квантово-синергетическая антропология как задача. Тема телесности является одной из основных тем современной философской антропологии, да и, пожалуй, антропологии вообще. И, безусловно, она полидисциплинарна. Проблема в том, что исторически гуманитарные науки формировались совершенно не под задачи комплексного изучения человека, поэтому сегодня антропная сфера искусственно «растолкана» по ящикам-дисциплинам слишком маленького объема, и, зачастую, их реальные пересечения-границы важнее для антрополога, чем сами эти дисциплины. Именно междисциплинарные границы, на которых сложнее всего работать, несут в себе интегративный потенциал новой антропологии. Вероятно поэтому постмодернизм, так и не шел дальше научной метафоры, лишь подчеркивая роль границ и деконструкцию привычных смыслов, чего сегодня уже явно недостаточно для целей практической философии. Все сказанное в полной мере следует отнести и к проблеме телесности.

Данная работа носит постановочный характер. Зададимся вопросом, а возможна ли «синергетическая антропология», т.е. новая, антропологическая сборка на базе синергетики — междисциплинарного ядра постнеклассической науки? Что может привнести в антропологию коммуникативно-деятельностная синергетическая методология, мягкий модельный перенос из теории самоорганизации и квантовой механики, автопоэзиса и нейрокомпьютинга? Новая холистическая сборка не должна противоречить уже известной антропологической феноменологии, но должна дать возможность разным направлениям, дисциплинам и культурным традициям более свободно и согласованно взаимодействовать на новом быстро меняющемся онтологическом ландшафте, представляя его генезис. Кроме того, эпоха computer science открывает совершенно новые возможности, дает иной ключ к пониманию и моделированию антропной сферы и культуры в целом. Так, «Лаборатория природы» в которой человек стал активным сотрудником еще в эпоху Возрождения, в XXI веке все больше превращается в «Лабораторию культуры» .

Рождается новый философский проект, на базе постнеклассической науки и философии , синергетики , новая конструктивная междисциплинарность, которая, наследуя пафос становления прошедшей эпохи, дополняет его конструктивными смыслами и культурой моделирования целого. И все же, почему именно синергетика и квантовая теория? Потому, что и та и другая, дополняя друг друга, позволяют моделировать эволюцию сложных развивающихся объектов, явления самоорганизации, их исторические и эмерджентные свойства, и многое другое, характерное для человекомерных систем. Кроме того, принципы синергетики носят весьма универсальный междисциплинарный характер, что позволяет наладить эффективную коммуникацию различных наук о человеке.

Что делать? Подчеркнем, что человеческая природа полионтична, и не только в силу множества дисциплинарных онтологий, изучающих человека, но по еще более глубокой причине. Как пишет в «Диалектике мифа» А.Ф.Лосев – «Каждая вещь – это вывороченная наизнанку личность. Она, оставаясь самой собой, может иметь бесконечные формы проявления своей личной природы» , отсюда телесность семиосферы, культуры. Понятно, что полная онтология человека соизмерима с полной онтологией мира и построению не подлежит в окончательном виде, но может быть предложена как онтологический ландшафт, подвижный и исторически незавершенный, картографированный многими способами в разных масштабах и разных координатах. С другой стороны, там же у А.Ф.Лосева мы находим: «Я могу узнать чужую душу только через тело, тело всегда проявление души». Итак, тело связует и проявляет внешнее во внутреннем, и наоборот, но вот граница внешнего и внутреннего всегда условна, граница физического тела лишь одна из возможных. Это было очевидно человеку архаическому, человеку традиционного общества. Очевидно это и маленьким детям, для которых мир анимирован, физическое и психическое пространства еще не разделены. Но это стало проблематичным для человека рационального, человека Нового времени, и «тело без органов» постмодерна возникает как форма протеста против фрагментации человеческой телесности.

В таком случае, почему бы для наших целей не обратиться к холистическим натурфилософским традициям Китая, Индии, Греции, современному шаманизму, или новоевропейским эзотерическим доктринам, и не собрать грандиозный антропологический проект всех времен и народов, несущий тысячелетнюю мудрость человечества? Этот путь возможен, но не научен, он всего лишь онтологизирует новые мифы вместо старых мифов, без всякой перспективы их научного обоснования. Хотя традицию, конечно, надо привлекать и использовать как бесценный источник антропологической феноменологии и эвристики. В этом отношении наиболее интересным, на наш взгляд, является направление «интегральной психологии» К.Уилбера , в котором современные квантовые феномены активно привлекаются, но всего лишь как эвристические объяснительные метафоры сферы психики.

Подчеркнем также, что следует различать предлагаемую нами далее квантово-синергетическую антропологию, опирающуюся на принципы синергетики и квантовой теории, рожденные в естествознании и адаптируемые для социогуманитарной сферы, и синергийную антропологию С.С.Хоружего, чьи принципы восходят к духовным практикам православного исихазма, хотя, несомненно, определенные корреляции этих подходов возникают.

На наш взгляд, для построения и научного обоснования онтологии антропной сферы недостаточно использовать только редукционистские по своей сути физико-химический, физиологический и нейрокомпъютерный подходы. Необходимо привлечение также современных фундаментальных холистических научных принципов, которые могут служить основанием анализа наиболее сложных феноменов психики, а не просто иллюстрациями. В ХХ веке такого рода принципы, иногда весьма экзотические, пытались применять к антропной сфере: имплицитный порядок (Д.Бом), голографическая парадигма (К.Прибрам), теория бутстрапа (Ф.Капра), интегралы по траекториям (Р.Фейнман), многомировая интерпретация (А.Эверрет) и т.д. Однако, наиболее естественными оказались традиционные концепции когерентности (самоорганизации), редукции волновой функции и динамического хаоса, поэтому остановимся на них подробнее.

Феномены когерентности, динамического хаоса и квантового ЭПР эффекта — новые основания холизма. Принципкогерентности в приложении к проблеме телесности наиболее ярко проявляется в концепции квантовой медицины . Эта постнеклассическая научная концепция восходит к теоретическим работам нобелевского лауреата Г.Фрелиха и экспериментальным исследованиям С.П. Ситько с соавторами и насчитывает уже четверть века .

Феномен жизни объясняется через когерентное состояние вещества тканей живых существ, которые в миллиметровом диапазоне образуют активную лазероподобную среду, формирующую самоподдерживающийся электромагнитный каркас организма. Так удается объяснить многие феномены эмбриогенеза, восточной традиционной медицины и современной интегральной медицины, создать эффективные методы лечения и гармонизации организма. Отметим сразу, что физические механизмы формирования квантовых макроскопических эффектов здесь лежат в области неравновесной квантовой статистической физики на границе квантовой и классической физики, идеи и методы сходны с идеей самоорганизации при генерации лазера, т.е. находятся буквально в области методов синергетики, как ее понимает Г.Хакен. Нам кажется, этот подход вполне уместно называть квантово-синергетическим. Этот подход, дополненный идеями макро-квантовых корреляций, может отвечать не только за телесность физическую в организме, но и за феномены психики и духа, которые, несомненно, являются объектом интегральной медицины и психологии.

Поясним подробнее, что подразумевается под этими холистическими механизмами. На наш взгляд, должны существовать холистические пространственно-временные законы макро и мегамасштабов: о возможности их существования говорит наличие в природе двух фундаментальных холистических механизмов связности Универсума . Первый опосредован динамическим хаосом в нелинейных системах и заключается в возможности синергетической синхронизации слабо связанных, удаленных нелинейных систем. (И. Помо, Г.Видаль). Этот механизм, в частности, обосновывает идеи самогармонизации ритмов космоса, а также космо-земных связей и ритмов живых систем. Второй механизм основан на макроквантовых корреляциях эффект Эйнштейна-Подольского-Розена ), которые связывают специфическим, некаузальным образом явления в разных частях Вселенной, да и в локальных областях тоже. Его дальнейшее осмысление может перевернуть наши взгляды на природу эволюции, жизни и сознания (М. Менский) .

В любом случае, будущие нелокальные законы должны носить квантово-синергетический характер, но описываться будут, вероятно, в терминах теории информации. Причем нелокальность проявляется, в частности, и в преодолении границ физического тела. Уже вполне научными стали исследования по квантовой криптографии, квантовому компьютингу, квантовой телепортации и гипотеза о квантовой природе сознания вероятно должна перейти из разряда метафор в статус онтологий реальности . Сейчас эти представления все активнее используются в гуманитарной сфере в трансперсональной и квантовой психологии , для (пока эвристического) объяснения феноменов индивидуального и коллективного бессознательного, творчества, синхронистичности К.Юнга, феноменов ноосферы, нелокального социального поля, истории , некоторых паранормальных явлений . Другие синергетические гипотезы о механизмах интуитивного мышления и творчества можно найти в монографиях С.П.Курдюмова, Е.Н.Князевой и И.А.Евина .

Эскиз к вантово-синергетических онтологий человека. Несмотря на вышеотмеченные сложности описания, попробуем сформулировать мягкий онтологический эскиз человеческой природы. Будем исходить из предположения о синергетической природе искомой онтологии, т.е. подходить к человеку как к сложной открытой иерархической саморазвивающейся системе, находящейся в сопряжении и коэволюции с социальной, культурной и природной средой, которые также являются саморазвивающимися системами. Отметим, что в синергетическом подходе мы не должны умалять значения структурного и функционального описания природы человека (чем грешил постструктурализм), но вместе с тем понимать роль процессуальности и конструктивных механизмов становления и метаморфоз структуры и функции, чего, конечно же, не было в структурализме и что является основным предметом синергетики.

Начнем со структурно-функционального описания тела как объекта, тела наблюдаемого, что многократно прописано частными дисциплинами, но нам необходима сквозная идея описания. Например, у Гуссерля в понятии «двойного схватывания» при рассмотрении тела как реальности для сознания обосновано различение тела-объекта и тела-субъекта, причем тело-объект существует лишь сопряженно с внешним наблюдателем (в полной власти языка объективирующего его). В данном контексте Гуссерль предложил выделять четыре страты, четыре иерархии в конституировании телесного единства: тело как материальный объект, тело как «плоть», живой организм, тело как выражение и компонент смысла, тело как элемент-объект культуры» . Попробуем переосмыслить этот подход с современных синергетических позиций, при этом обосновывая предлагаемые построения естественными исследовательскими коммуникативными практиками.

Отметим, что всегда можно ввести два типа онтологий: первый — онтологии состояний (то, что меняется), второй —онтологии процессов (то, как меняется). Это разбиение контекстуально и любой процесс или состояние можно вновь подразделить на связку состояние–процесс. Например, психологическое состояние радости физиологически является процессом физико-химических реакций, в свою очередь, меняющих состояние активности определенных областей мозга.

Деятельностные объектно-телесные онтологии (онтологии состояний). Для наших целей удобен деятельностный подход к проблеме. Предположим некую исследовательскую, познавательную ситуацию: из далекой экспедиции привезли невиданный объект, возможно, живое существо, возможно, разумное, и мы последовательно формируем стратегию его исследования. Первоначально это внешний осмотр, вслед за тем, — попытка контакта-воздействия и выявления простейших реакций, далее, — выяснение наличия памяти и обучаемости. Позднее — установление способности к творчеству во внешней среде, выявление коммуникативных взаимодействий с реальностью и т.д.

Подчеркнем, что все это внешние атрибуты проявления тела и их можно вполне классифицировать по степени усложнения поведенческих реакций и типа активности, т.е. налицо почти позитивистский, объективированный подход, местами перекликающийся с бихевиоризмом. Мы предлагаем один из таких способов описания. Возможно, он покажется спорным и наверняка является незавершенным, однако важно, что последовательность упоминаемых далее структурно-функциональных тел естественно появляется не только в процессе эволюционной самоорганизации природы, рождающей новые параметры порядка и иерархические уровни сложности, но и проявлена в онтогенезе человека и в процессе познании-восприятии «другого».

В первом приближении стратегия выявления тел выглядит так:

  1. Описание объекта при минимальном воздействии на него раздражителей, когда мы отвлекаемся от его реакций. Это описание сомы, тела в пространстве, его элементов – то, что может быть названо « тело соматическое» или материальное.
  2. Степень подвижности тела как такового, скорости изменения взаимного расположения его элементов, способности совершить работу (дрожания, напряженности) без внешних воздействий — это, так сказать, тело энергетическое (тело связей между элементами и энергий этих связей).
  3. Простейшие реакции тела на контакт с реальностью, идея границы, внешние раздражения, ощущения от органов чувств, способность тела локализовать энергию и действия в ответ на определенные типы раздражения — это то, что может быть названо «тело рефлекторно-эмоциональное» . Его можно обозначить также как « информационно энергетическое», поскольку оно связывает тип раздражения и определенную реакцию материально-энергетического, физического тела (даже в случае эмоций). Тело рефлекса , возникающее в живых системах в связках «стимул-реакция», и опосредованное системой обратных связей, рефлекторных дуг, описывается на языке кибернетики и нейрофизиологии. Оно позволяет противостоять внешней среде и поддерживать гомеостаз, если реакции адекватны. Это тело несет наследованные или приобретенные личные, интерсубъективные и видовые признаки реакций, закрепленных в досознательных действиях. У растений реакции обычно меняются лишь эволюционно, на уровне филогенеза. У неживых тел, как правило, не существует задачи поддержания гомеостаза, и рефлекторные дуги возникают случайно, либо их можно создать в искусственных, кибернетических системах. Отметим также, что рефлексы можно понимать как аттракторы-программы, рожденные в процессе самоорганизации реакций. Тело физическое (1,2) совместно с телом рефлекса , можно назвать живым телом или плотью. Важно отметить, что согласно нашей классификации робот тоже обладает плотью. Кроме того, искусственную жизнь мы и строим на небелковых носителях. Тело эмоциональное (вторая компонента рефлекторно-эмоционального тела) — с физическим телом связано психосоматическими реакциями, сопряжено с рефлекторными процессами, предполагает не только реакцию на сигналы органов чувств, но и более сложный тип реакций высшей нервной деятельности, использующих в частности память и прогнозные функции, логику. (Например, положительная эмоция возникает еще до реального контакта с объектом, в ситуациях достижимости желаемого или избегания нежелательного). Иногда о нем говорят как о теле чувств, теле желаний, оно присуще всем животным и также может моделироваться в искусственных системах.
  4. Реакции тела на многократно повторяемые воздействия – это устойчиво воспроизводимые и главное, возникающие в повторных сериях контактов с внешним миром запоминаемые реакции по типу логических связок «если-то»: алгоритмы, формируемые внешней средой. Этот уровень проявления телесности может быть назван телом логики или алгоритмическим телом ( а также телом рассудка, здравого смысла). О нем можно сказать, что оно активируется эмоционально-целевыми мотивами тела желаний. Оно наиболее эффективно развивается и транслируется в знаковых системах человеческой культуры, и наилучшим образом моделируется компьютерными средствами анализа искусственного интеллекта. Тело рассудка позволяет менять тип реакций не на уровне филогенеза, а на уровне отдельного живого существа, что способствует серьезному повышению его адаптированности к среде (это относится к животным и особенно к человеку). Его можно назвать адаптивно-информационным, поскольку оно непосредственно связано не столько с энергетическими проявлениями телесности, сколько с формированием и разворачиванием алгоритмов реального или возможного поведения. Оно само способно моделировать внешние условия как условия логической задачи, однако при этом обращено к следующему уровню телесности — телу воображения и интуиции. Отметим, что описанные уровни телесной организации (1-4) до недавнего времени неплохо моделировались традиционными методами естествознания и информационных технологий. Следующие тела, имеющие отношение к высокой психической организации, уже невозможно понять без привлечения синергетических и квантовых холистических принципов. Как мы увидим, эти тела все более делокализуются, становятся все более трансперсональными и не могут быть ограничены рамками только физического тела.
  5. Креативное или интуитивное тело, проявляющееся в эмерджентных актах спонтанной генерации ценной информации , – таких как воображение, распознавание, инсайт, предвидение, которые не даны в формах рефлекторного или логического действия, не связаны с операциями перебора или механического копирования. В частности, интуитивное тело отвечает за смену алгоритмов без долгих процедур выработки нового условного рефлекса, что является необходимым критерием творчества. Иногда оно как бы сворачивает длинные логические последовательности в акте инсайта или подсказывает «сумасшедшую» гипотезу, что позволяет нам говорить об особом типе работы со временем, с памятью и прогнозом, превращенным знанием. Наличие этого тела позволяет системе быть сверхадаптивной в новых обстоятельствах. Иногда высшая рефлекторная деятельность (например видовой рефлекс лосося, плывущего на нерест за тысячи километров) выглядит как интуиция (припоминание). Ее можно назвать низшей интуицией или сферой досознательного, в то время как генерацию совершенно новой информации в акте творчества – высшим типом интуиции или надсознанием. В этом контексте следовало бы говорить не о подсознании, а о внесознании, активирующим наше сознание, переформатирующим посылки и алгоритмы рассуждений. Современная наука только пытается моделировать процессы интуиции в рамках теории нейросетей и динамической теории информации. Синергетика утверждает, что новая информация рождается в перемешивающем слое на кромке порядка и хаоса , в ситуации неустойчивости и сверхсенситивности системы. Таким образом, интуитивное тело является своеобразным окном в мир, когда система может воспринимать сколь угодно малые (информационные) воздействия, радикально влияющие на акт генерации информации, поэтому интуитивное тело еще можно назвать телом информационно-резонансным . Комплекс взаимодействующих эмоционального, логического и интуитивного тел иногда также называют психо-ментальным телом ( сферой) Именно она отвечает за восприятие и осознание нашей внутренней телесности, за формирование образа вынесенного тела культуры и тела смыслов. Центральным телом осмысления, экраном бытия здесь выступает тело логическое, в нем собраны коды осознания и тело смыслов, тело-субъект по Гуссерлю. Исходя из сказанного можно предположить, что интуитивное тело способно «соединяться», коммуницировать с иными системами, настраиваться на них. При этом оно как бы делокализуется, его границы неопределенно расширяются по сравнению с границами физического тела, что позволяет ему обеспечивать считывание видового, ноосферного информационного потенциала. Отметим, что в такой концепции ноосфера существовала всегда и тело культуры это не метафора, но уже информационно-материальная реальность .
  6. Тело когерентности . Оно отвечает за состояния сверхоткрытости, единения с другими телами, явлениями, частями реальности, миром в целом. Это состояния переживания любви к себе, ближнему, … и, кончая «океаническим» чувством любви ко всему миру, которое свойственно высокодуховным, святым людям (подобного рода градации задают меру когерентности). Это также состояние вживания во внутренний мир другого (эмпатия), что всегда было основой технологий религии, искусства, научного творчества, глубинной коммуникации, психотерапии, концентрации, гипноза и магии. Человек, имеющий развитое тело когерентности, притягателен, харизматичен, магнетичен, к нему инстинктивно тянутся дети, животные, взрослые. Механизмы реализации возможностей этого тела, видимо, те же, что и в случае с интуитивным телом: это обсуждавшиеся нами ранее холистические феномены динамического хаоса и Эйнштейна–Подольского-Розена (квантовый ЭПР-эффект заключается в мгновенном возникновении корелляций между сколь угодно удаленными частями системы, когда измерение-наблюдение порождает свойства лишь одной из частей системы). Действие этого тела мы ощущаем косвенно, оно проявлено и в теле эмоций, и в теле энергий, а не только на информационно-резонансном теле интуиции. Напротив, тело логики, видимо, совершенно не восприимчиво к телу когерентности, поскольку алгоритмическое мышление защищено от внешних вмешательств после фиксации постановки задачи и правил действия, компьютер «не склонен» к импатии. В западной научной традиции для этого тела названия, видимо, не существует, а его исследования целенаправленно не проводились. На Востоке — в индуизме и буддизме — это тело в случаях максимального развертывания его возможностей называют телом будхи — божественной любви и сострадания. В христианстве оно, скорее всего, может быть соотнесено с высшими проявлениями вселенской любви и состоянием стяжания духа святого. В связи с этим, не могу не упомянуть о спонтанном проявлении всеобщего внимания, любви и почитания к моему знакомому старцу из Абхазии, архимандриту отцу Никодиму. Я неоднократно наблюдал его в толпе москвичей в метро. Несмотря на библейскую внешность, этот монах абсолютно прост и открыт людям, источает подлинную любовь и смирение.
  7. Тело воли . «Волить» — это стремиться к поставленной цели, подчиняя другие тела, — например, иметь волю к обретению смысла. Эрос и Танатос есть проявления этого тела в других телах. Чистое воление, еще до возможного осознания вектора его направленности, может проявляться как целостное состояние готовности, решимости, накопленной потенции действия, силы и легко прочитывается в телесности личности. Тело воли может проявляться как стремление к цели во всех телах (вероятно, кроме тела физического), т.е. начиная с тела плоти. Степень волевого усилия зависит от степени интенсивности и когерентности проявлений воли в других телах, т.к. разум, эмоции и действия должны быть согласованы, поэтому тело воли так же делокализовано и, по всей видимости, описывается теми же надсознательными холистическими механизмами, что и рассмотренные выше интуитивное и когерентное тела. Оно проявляется в жесткости, силе отрицательных обратных связей в процессах достижения цели: например в телах рефлекса – воля к жизни, эмоции – воля к удовольствиям, логики – воля к объяснению. В предельных смыслах в 5-7 телах это воля к познанию, соединению, осуществлению замысла Мира (Бога). Это тело в высших проявлениях говорит о метафизических сущностях, которые современная наука вряд ли способна объяснять.

В научной традиции Запада довольно много говорится о витальности, воле к жизни, об эротическом стремлении, теле наслаждения, воле к власти и т.д., но почти ничего о высших трех телах. На Востоке можно встретить термин Атма (высшая душа), используемый для обозначения высшего проявления божественной воли. В христианстве это, конечно, исихастская традиция, практикующая синергию – соволение человеческого и божественного начал.

Отметим, что тела интуиции, когерентности и воли в значительной степени надличностные и надсознательные. В традициях их часто называют духовным телом человека.

Тела и подтела, восстановление целостности объектно-телесной онтологии . Идея множественности тел может порождать иллюзию бессвязности построенной объектной онтологии человека, хотя мы и говорили о взаимных проявлениях и взаимосвязях различных тел. Проблема решается на пути восстановления структурно-функциональной целостности, т.е. предъявлении связей между телами. Это можно осуществить через введение понятия подтел. Для этого каждое тело подразделяется на подтела, каждое из которых отвечает за взаимодействие с определенным телом в онтологической системе. Таким образом, если в системе всего N тел, то в ней будет NxN подтел. Например, в системе дипломатических межгосударственных отношений подтелами со стороны каждого государства являются соответствующие департаменты МИД и их посольства-представительства. Здесь государство является телом, субъектом системы международных отношений. Подтело, отвечающее собственному телу соотносится с правительством государства. Например, энергетическое тело может проявляться во всех других телах (энергия физическая, эмоциональная, умственная и т.д.), но и напротив физическая энергия может стимулироваться действием яркой эмоции. Аналогично, эмоция может испытываться по поводу свободы движения, интеллектуальной деятельности, преодоления препятствия и т.д. Компоненты физического тела, например, через лекарственные препараты, могут влиять и на высокие духовные состояния человека, а те, в свою очередь, могут оздоравливать нас.

Таким образом, противопоставление телесного, душевного и духовного до некоторой степени снимается в этой синтетической онтологии, хотя доминанты-функции тел сохраняются. Построенная структурно-функциональная онтология статична и пока не ясно, как она может развиваться, это скорее некая данность. Назовем ее онтологией состояний. Для понимания причины и тенденции изменений состояний необходимо рассмотреть жизненные процессы, в которых участвует человек, а их изменение со временем может приводить и к изменению онтологических состояний. С этой целью необходимо учесть деятельностно-средовой фактор развития человека.

Процессуальные или темпорально-деятельностные онтологии человека . Человек существо социальное, одно его основание – природное, животное, другое – культурное, коммуникативно-деятельностное. Сегодня присутствие человека прослеживается во всех дисциплинах, как естественнонаучных, так и социо-гуманитарных. Это позволяет нам выстроить темпоральные шкалы проекции развития мира на человеческую телесность, построить мультитемпоральную онтологии .

Рассмотрим человека, как существо мультитемпоральное, живущее одновременно во множестве онтологических времен, иерархических уровней, убывающих по характерному масштабу процессов:

1. Тело биокосмическое. Космологический антропный принцип и биологическая антропология говорят о коэволюции человека и нашей вселенной, этого уголка космоса, окружающей природы.

2. Тело биосоциальное . Зоопсихологические основания человеческой природы, проявленной в подавляющем большинстве форм поведенческой культуры и социальной самоорганизации.

3. Тело историческое. Основания человеческой идентичности с видом, этносом, родом. Коллективные архетипы бессознательного. 3. Тело культуры, традиция и т.д. .

4. Тело деятельности, практики, знания, умения .

5. Тело действия, хабитус, стили, навыки, темперамент.

6. Тело сознания-реакции, психокинетика, границы контроля рефлексии

7. Тело атемпоральное, присущее вечности, измененные состояния сознания, аффекты.

Синергетика особенно ярко манифестирует на границах переходов между телами, когда из живого рождается социальное, или из тела действия возникает практика, а из нее культурная традиция. Эти сопряжения-переходы объяснимы только синергетически, через феномены самоорганизации становления, да и сами гомеостатические процессы нормы в темпоральных телах есть диссипативные структуры в потоках вещества, энергии, информации, т.е. описываются феноменами самоорганизации бытия. Итак, в одновременных мультитемпоральных масштабах может быть представлено человеческое бытие, причем в процессуальной онтологии естественно присутствует и тело культуры как важный, центральный его фрагмент. Введение столь объемной деятельностной онтологии может помочь гармонизации диалога, коммуникации сложносовместимых культур и индивидов. Отметим, что тело культуры темпоральных онтологий является аналогом тела психо-ментального в онтологии состояний: через него человек сознает свое бытие и развивается как личность. Важно понять, что все процессуальные тела фрактальны, поскольку так же взаимосвязаны посредством своих подтел-представителей в других телах. Например, тело действий через хабитус, стиль каждого человека ярко демонстрирует как тело культуры, так и тело биосоциальное.

Синтетическая онтология. Возникает вопрос, как соотносятся предыдущие онтологии состояния и темпоральные онтологии процесса. Наша идея заключается в сопряжении и дополнительности этих онтологий по квантово-механическому принципу «состояние – оператор». Напомню, что ни волновая функция (состояние), ни оператор (физическая величина) в квантовой механике принципиально ненаблюдаемы. Реальное наблюдение происходит в акте измерения микрообъекта, редукции его волновой функции, когда состояние и оператор «соединяются» (определяется среднее значение оператора в данном состоянии), что и дает показание физических приборов, причем в квантовой картине В.Гейзенберга от времени зависят операторы, а волновые функции-состояния изменяются лишь в актах наблюдения. Именно так мы и предлагаем поступать. Действительно, при описании только деятельности, действий человека, картина не будет полной, пока мы не укажем, в каком он был состоянии. Например, преступнику меняют степень наказания, если он был в состоянии невменяемости, а правильный ответ экзаменатор не засчитает, если он был дан по глупости. Аналогично, игра актера совершенно не убедительна, если лишена вдохновения, а поэт без музы становится графоманом. Аналогом акта квантового измерения, в антропной сфере является акт-событие: наблюдения, самонаблюдения, оценки, рефлексии, коммуникации (в том числе между телами) и т.д., зачастую меняющие онтологические состояния человека.

Итак, наиболее полная синтетическая телесно-объектная онтология является прямым произведением ( отология состояний) ? (отология темпорально-деятельностная). Причем использование синтетической онтологии аналогично игре на музыкальных инструментах, и здесь вполне уместна метафора «человек-оркестр». Действительно, онтология состояний это музыкальная нотация, где ноты-ступени — это тела (подтела разбивают тон). Конкретное состояние человека задает ландшафт, профиль активации его определенных тел ( онтологический профиль состояний ), что соответствует музыкальному аккорду, а изменение состояния со временем, эволюция ландшафта – соответствуют музыкальной партитуре, которую с нами играет жизнь. Однако нотация, состояние может быть проявлено, озвучено только посредством исполнительства, действия, поэтому темпорально-деятельностные онтологии представлены аналогами конкретных музыкальных инструментов и исполнительских стилей, со своими тембрами, темпами, ритмами, экспрессией.

Предложенный выше язык синтетической телесно-объектной онтологии оказался весьма эффективным в прикладной антропологии, на нем удобно проводить компаративистский анализ онтологических профилей различных исторических эпох, культур, возрастных и социальных групп. Эти идеи успешно опробовались мною в авторских курсах читаемых на кафедре философской антропологии МГУ. Конечно, все еще остается множество проблем с внутренними онтологиями Тела-субъекта, коммуникации, свободы и т.д., на которых мы здесь не останавливались, – и в этом я вижу дальнейшее поле приложения квантово-синергетической антропологии.

Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007

Степин В. С. О философских основаниях синргетики // Синергетическая парадигма. Синергетика образования / Под ред. В.Г.Буданова. М., 2006. С.97-102.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1999. 203 с.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа /А.Ф.Лосев Из ранних произведений. М., 1990. см. с.478

Уилбер К. Краткая история всего. М., 2006. С.476

Ситько С.П. Основания квантовой медицины, физика живого. Киев. 1997

Буданов В.Г. В поисках законов холизма. Синергетика, универсальный эволюционизм и универсальная история // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы./ Под ред. В.В. Казютинского. М., 2006. С.118 – 127.

Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Странности квантового мира и тайна сознания. Фрязино.: ВЕК2, 2005. 320 с.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М.: УРСС. 2005

Миндал А. Квантовый разум. М., 2006.

Буданов В.Г., Герасимова И.А. Квантовая механика и проблема сознания: перспектива междисциплинарного сотрудничества // Эпистемология и философия науки. №4, 2005. С. 56 – 63.

Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность. М.: УРСС, 2005. 374 с. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007. 232 С.-

Миндал А. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути. М., 2008

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., Алетея, 2002.

Евин И.А. Искусство и синергетика. М.:УРСС. 2004

Грицанов А.А. Тело // Энциклопедия «История философии».

Генерация ценной информации, согласно Кастлеру, происходит как случайный запомненный выбор.

Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). Изд. 2-ое доп. и испр. М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с. Подчеркнем, что существуют чисто синергетические нейросетевые имитации интуитивного поведения, однако такую сеть надо специально обучать, подключать ее к другим сетям. Все эти функции в жизни могут осуществляться за счет нелокальных квантовых (ЭПР) макрокорреляций, которых пока нет в моделях искусственного интеллекта.

Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. ИФ РАН, М.: УРСС, 2007. 232 с.

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1