ПРОБУЖДЕНИЕ ИМПЕРСКОГО ДУХА. РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ

8 декабря 2023
от

 

Наверное нет столь же внутренне противоречивого понятия в современном политическом и медийном нарративе, как империя. С одной стороны империя и имперскость синонимична мощи, величия, фундаментальности, грандиозности и т.д., а с другой вспоминаются цитаты из передовицы газеты Правда, а именно «зловещий оскал империализма». Самое интересное это то, что в иных случаях оба эти прочтения могли относится к одному и тому геополитическому объекту в равной степени правдоподобия.

Что касается России, то никто не сомневается в имперскости тысячелетней Русской Империи с ее много национальным и много конфессиональным населением, распределенным по огромной территории, эффективной сильной центральной властью, реализуемой вопреки коммуникативными проблемами связанными с огромном расстоянием между центром и периферией. В целом можно говорить об имперскости в форме культурно-исторического цивилизационного единства русского народа.

Мало кто также сомневается в имперскости Советского Союза, сумевшего возродить Империю после переворота 17 года почти в прежних границах. Не смотря на то, что идеологически СССР существенно ушел от мировоззренческих доктрин Российской Империи и, главное, утратил, а точнее, предал Императора, являющегося образом Империи в ее личностным воплощением. Исчезли и многие другие признаки Империи, но Империя сохранилась. Достаточно приглядеться, например, к архитектуре в стиле сталинского ампира. Да и в других сферах культурного процесса в Советской России, особенно до 50 годов прошлого века читался тот самый имперский дух созидания мощи, (ампир от фр. empire — «империя, или «стиль триумф»).

Что же касается Российской Федерации в ее современном звучании, то вопрос является ли Россия по прежнему Империей остается открытым. Этот вопрос – предмет нескончаемой дискуссии почти все 30 лет существования Российской Федерации. Он разводит спорщиком по разным, подчас причудливым основаниям. Наверное, так и должно было быть в обществе утратившим идеологию, и отразившим этот факт в Конституции. С одной стороны по инициативе Б.Н. Ельцина осуществлялась попытка разработать понятие «русской идеи», с другой же – с подачи того же Ельцина объявлялся парад суверенитетов. К счастью ни то, ни другое не получилось. Первое, потому что никакая группа экспертов не в состоянии выработать национальную идею, а второе – если бы на самом деле реализовался парад суверенитетов на уровне губерний и областей РФ, то для путешествия из Москвы в Тверь, к примеру, понадобилось бы оформлять визу.

Споры вокруг имперскости России имели еще одну особенность. Они способствовали разделению позиций представителей вроде как одних и тех же лагерей: патриотов, либералов, государственников, евразийцев, западников и прочая, и, прочая. Выяснилось не только то, что не существует согласия в определении понятия «Империя», но и само содержанием понятий «Россия» и «русские» не определены в экспертном сообществе. Действительно в сравнении с СССР Россия потеряла и часть территории, и значительное количество населения. Некоторые осколки Империи заняли активно враждебную позицию по отношению к бывшей метрополии, отказываясь от русского языка, кириллицы, общей истории и общих побед. Да и в самой России после переворота девяностых трудно было увидеть «триумф созидания», так что поиск других геополитических ориентиров и идентичностей был в какой-то степени закономерным, хотя и в полной мере предательским. Может и правда – российскую Империю, постигала участь других великих Империй, которые рано или поздно после развития и расцвета приходили к своему упадку, распадаясь на множества мелких местечек, бредивших желанием стать государствами. Может быть, и нам пора смирится с этим и начать обустраивать свою мелкую жизнь на полуосвоенных «диких» просторах России. Необходимо отметить, что подобные настроения были достаточно популярны вплоть до 2014 года, особенно в среде либералов. В качестве иллюстрации можно привести строчку из стихотворения И.Бродского: «Если выпало в Империи родится, лучше жить в глухой провинции у моря». НЕ смотря на присутствующие в этих строках ностальгические нотки главное это признание факта, что Империя накладывает на своих граждан особые обязанности, но не все готовы принимать это бремя.

Однако вопрос: является Россия Империей или нет, не только экзистенциальный, но и в значительной степени трансценденциальный, поскольку включает в себе и понимание настоящего бытия и ее грядущего угадываемого образа. В этой связи вполне можно согласиться с философом Ю.Д. Граниным «… на протяжении столетий, до и после новой эры, имперская политическая форма несла в себе позитивный культурно-исторический и социальный смысл, утверждая в «колониях» и «провинциях» единую для всех государственную политическую идеологию и единые законы совместного проживания миллионов этнически и религиозно разных людей»[1].

Можно предполагать, что вскрытие этого позитивного смысл актуально для современной российской Империи. Так, упомянутый выше 14 –й год – стал точкой возвращения духа Империи в общественное сознания России, связанная с возвращением Крыма и Севастополя. После этого события вопрос «Чей Крым?» стал своего рода тестом на патриотичность. Еще в более рельефной и яркой форме имперскость русского народа проявилась после начала СВО. На этой войне вдруг выяснилось, что этноним «русский» включает не только великороссов, белорусов и малороссов, но и вообще всех живущих на территории России, не зависимо от этнической и конфессиональной принадлежности. Президент России недавно награждал экипаж танка «Алеша», который сумел в одиночку расстрелять колону вражеских бронемашин. Оказалось, что экипаж Алеши включает представителей не только разных народностей России, но и всей географической широты, от Татарстана до Якутии. Другим примером могут служить воины из Чечни, демонстрирующие наряду с отличной военной подготовкой личную храбрость и патриотизм. Исламские и Православные братья совместно борются с «шайтанами», как именуют киевских националистов некоторые чеченские военноначальники. Вспомним, однако, что не так давно Российская армия и чеченские отряды были по разные стороны баррикад, последние соблазненные международными террористическими силами.

Обретенное вновь межконфессиональное и межнациональное согласие как раз и является одной из отличительных свойств Империи, чуждой какого-либо узкого национализма.

В 2004 году мне удалось принять участие в грантовом проекте по заданию фонда «Общество». Этот время характеризовалось обостренным противоречием между реальным состоянием России сегодня, ее гигантским потенциалом развития, материальным и культурным богатством, высоким геополитическим статусом с одной стороны, и сниженным (как внутренним, так и внешним) имиджем, являющимся следствием хаоса девяностых. В это время еще не прозвучала Мюнхенская речь Президента РФ В.В.Путина (10 февраля 2007 года) в которой были заявлены новые геополитические приоритеты РФ, и стратегические цели на обустройство новой политической реальности. Поэтому реальной задачей, которую могло себе поставить экспертное сообщество была задача стабилизации хозяйственной и политической жизни в РФ, которую можно было частично решить через формирование в медиа мобилизующего образа России.

В этом плане грантодатель поставил перед коллективом исполнителей следующие стратегические цели: теоретико-методологический анализ понятия «мобилизующий образ России»; исследование структуры актуального (реального) и конструируемого образа России; разработка матрицы ключевых посланий способствующих формированию мобилизующего образа России; медиапланирование продвижению мобилизующего образа России. Общее название проекта: «Формирования мобилизующего образа России». Его результаты нашли отражении в ряде публикаций[2] в течении 2004-2022 годов. В нестоящей статье есть смысл с высоты 2023 года кратко вернуться к основным выводы этой работы.

Первое, что следует отметить – если в 2004 году речь шла в основном о мобилизации с целью стабилизации государства, то сегодня можно утверждать, что Россия готова к политике развития, и успешно реализует эту политику как внутри государства, так и за его пределами. Причем формирование мобилизирующего обарза ПъРоссии вероятно уже не является задачей медиа, так моилизации стала собитийно уобусловленной. Это позволяет говорить о новых задачах, которые стоят сегодня перед отечественной журналистикой. В частности, есть задача реабилитации имперских ценностей и пробуждения победного духа Империи, как условий развития и процветании государства.

Духу русской имперскости вполне соответствует понятие «русский мир», восходящее от исторического термина «Святая Русь», под которым подразумевалось пространство евангелической проповеди. Однако, как в 2023 году, как и в далеком 2004, не достигнута полнота понимания понятия русскости. А без этого нет ясности в том, что такое Россия и что такое русский народ, в трех направлениях исторического времени – былом (прошлое), сущном (настоящее) и грядущем (будущее)[3]. Это понимание должно стать достоянием не только экспертного и медийных сообществ, а всего народа России. В этом, наверное, заключается одна из актуальнейших задач отечественных медиа – транслировать в общественное сознание смыслы, выявляемые нашими интеллектуальными элитами, сегодняшними и вчерашними. В целом конструируемое медийными средствами смысловое поле России есть актуальная форма идентичности, степень соотнесенности с которым и определяет насколько, тот или иной индивид чувствует себя русским, не зависимо от того к какой национальности он принадлежит.

Русские. Русским является тот, кто не отрицает своей связи с русской культурой и историей. Русский может принадлежать какой-то национальности: татарcкой, чеченской, великоросской, малоросской, интегрируя ее культуру в культуру русского народа. Это и создает основную сложность в определении русскости.

Пытаясь понять кто же такие русские, я провел небольшой опрос своих знакомых и коллег. Среди множества полученных ответов: от хрестоматийного: «русские это представители суперэтноса» до формулы: «русский это судьба» можно выделить те, которые показались наиболее интересными в контексте исследуемой темы. Например, известный бард Александр Мирзоян на встрече — лекции со студентами РГГУ сказал буквально следующие: «я Мирзоян и по маме, и по папе. Но считаю себя русским. Русский этот тот, кто говорит на языке Пушкина». Здесь зафиксирована культурная и этическая и, можно сказать, поэтическая компонента понятия «русский». Другой ответ, на который хотелось бы обратить внимание принадлежал философу и богослову Евгению Андреевичу Авдеенко[4]: «русский это представитель русского имперского народа». Это определение кажется наиболее точным, поскольку не обладает ограниченностями общеизвестных определений: ни этнической (как великоросс), ни конфессиональной (как православный), ни гражданской (как россиянин). Оно воспринимается адекватно во всех направлениях стрелы времени: в былом, в сущном, и в грядущем. Действительно здесь констатируется личная причастность и ответственность за судьбу Империи, включая трудно выразимую «русскую идею».

Русская идея. Образ России, как и национальная идея имеет глубокие исторические корни. Следовательно, образ России обнаруживается в восстановлении исходного исторически-обусловленного, архетипического для русских понимания своего предназначения, без которого невозможна никакая хозяйственная и политическая активность. Возвращение русской идеи как некоторой сверхидеи означает воссозданием и поддержание Империи, включение имперскости в социиокультурный код русских.

Русская идея – плод рефлексии силы, а не слабости, результат обретения нового положения, а не средство сохранения и консервации старого. Русская идея направлена в будущее, а не в прошлое. Она, таким образом, прогрессивна ь одновременно охранительно консервативна, в том где есть опасность наступления на выработанные народом ценности. Русская идея, собственно, и состоит из этих ценностей, являющихся одновременно основной мишенью в информационной войне с нашими врагами. Достаточно посмотреть, на что нападает объединенный Запад, в современных информационных войнах, ведущихся против России. В качестве целей нападения определены: российский государственный строй и уклад; семья и семейные ценности; Православие и другие традиционные церкви и т.д. Особую ярость и раздражение вызывает у наших врагов слова «русский» и «русский Мир». Все это в совокупности указывает на действительно важные для России содержательные элементы русской идеи, как реальных источников силы..

Разумеется, русская идея с трудом поддается какой либо рациональной формулировки поскольку, как писал В.С. Соловьев «идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»[5]. Русская идея это идея, прежде всего религиозная, идея включающая промысел, предназначение, открытый для умопостижения и теоретико-методологического анализа, предметом и содержанием которого является умопостигаемый образ русского народа, рефлексия его идеи.

Русская идея существует, а это значит, что существует и глубинная идеология в толще народного[6] самосознания. Следовательно, те кто идентифицирует себя в качестве русского должны обладать некоторыми специфическими особенностями самого способа мышления, самого способа видения, который и является условием считывания русской идеи из своего собственного самосознания.

Русский распознается по его отношению к России.

Россия. Отношение русского к России глубоко личностно, так же личностно отношения государства и России, что выражается в концепции симфония. Симфония оставалась основным вектором-ориентиром политики Российского государства, которое, по определению митрополита Филарета (Дроздова), есть «союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою, жертвующих частью своей свободы для охраны и утверждения общими силами Закона Нравственности, который составляет необходимость их бытия.»[7] Государство в этом понимании вовсе не инструмент насилия, а условие, даже плацдарм реализации свободы личности.

Поэтому Россию как личность, следует рассматривать с позиции имеющихся дарований которые составляют ценностный профиль симфонической личности Империи России. Русская идея – мысль о России понимающая ее дарования.

Личностное понимание России через понимание ее дарований становится возможно при религиозном к ней отношении. Рациональных инструментов познания здесь не достаточно – «умом Россию не понять». Только в историософском контексте история России, ее настоящее и будущее приобретает самостоятельный объективный смысл.

Схематично, в самом общем виде, эти дарования сводятся к следующим: русская земля (обозначенная границей освоенная и освещенная территория, природный и антропогенный ландшафт, почва и взращенная на ней культура); русское небо (бесконечность многообразия, порядок и строй Космоса, гармония сфер, великолепие небосвода и недостижимость горизонта, высота, вертикаль развития, и внутренний нравственный закон); русская государственность (великолепие и величие Царства справедливости, непреложность правды); и, наконец, русский язык (логос) во всей своей понятийной полноте. Этот перечень далеко не раскрывает полноту мифопоэтических коннотативных содержаний базовых дарований (ресурсов), но и этого, в первом приближении, достаточно чтобы объемно представить дарованное нам богатство.

Земля. Земля наиболее точно это понятие раскрывается с богословской позиции. Земля это не только география, не только восток – запад, и так далее. Эти пространственные маркеры безусловно имеют значение, но лишь частично, обозначая позицию места. С богословской позиции Земля это то место во Вселенной, где укоренена церковь и установлена связь между материальным и духовным мирами. Причем Земля дается только через наследование.

В священном Писании есть эпизод, поясняющий эту мысль. Между Авраамом и его племянником Лотом возник имущественный спор. Его разрешение было предложено Авраамом, который имел гораздо больше прав на всю землю, переданную ему Богом, чем его племянник. Поскольку и по возрасту и по положению был выше Лота. Но он поступил кротко предложив самому Лоту разделить землю и выбрать лучшую ее часть.

——————————

  1. И сказал Авраам Лоту: «Молю тебя, да не будет раздора между мной и между тобою, и между моими пастухами, и между твоими пастухами, ибо мы братья.
  2. Разве не вся земля пред тобою? Отделись, я молю тебя; если ты возьмешься за левую руку, тогда я пойду направо; или если ты пойдешь по правую руку, я пойду налево «.»[8]

Лот выбрал плодородную землю вокруг Содома, а Авраам поселился в земле Ханаанской. Когда Лот ушел, Господь сказал Аврааму, что передает ему в наследство всю землю, которую он может увидеть или только вообразить. Правда за это наследство Аврааму пришлось воевать. Содом же, где поселился Лот был позже сметен с лица Земли. Праведный Лот с помощью посетивших его ангелов спасся, успев сбежать из города. Он именуется праведным, так как не был замешан в греховных мерзостях содомитов. Мотив кротости, по отношению к наследованию земли позже прозвучал в нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».[9] Кротость в отношении к Земле проявляется в особом личностном типе русского хозяйствования. который плохо согласуется с протестантским духом капитализма. Можно сказать, что для России характерно софийное отношение к предмету хозяйствования.

Космос. Софийное отношение к земле не может существовать отдельно от софийного отношения к тому, что покрывает землю – к русскому небу, к Космосу. Русское мировоззрение космично, восходя от Земли оно направляет свой взор вверх в Космос, в поисках высшего порядка Премудрости Божией, выстраивая себя по его законам. Отнюдь не случайно именно в России возникло и утвердилось философское направление космизма, которое так и называлось: «русский космизм». Событию выхода человека в Космос предшествовало: 1) органическая космичность (космософия) русского сознания; 2) теоретико-методологическая работа по концептуализации и технологизации космософии; 3) мессианская имперская идея, позволившая сформулировать сверхзадачу; 4) софийность отношения к земле и труду, позволившая мобилизовать ресурсы для осуществления прорыва. Таким образом, тот факт, что первым человеком, посетившим Космос, был русский не является случайностью, это вполне закономерное событие.

Государство. Главное дарование, согласно традиции русской идеи — несение в себе церкви под охраной Царства, то есть главным правом и обязанностью России является сохранение духовно-нравственной основы народности, условием чего является сильное государство и Империя в ее метафорически завершенном виде..

Имперское сознание это способность строить многонациональное идейно ориентированное государство. Имперская государственность это способность строить многонациональное государственное образование под руководством единой и сверхважной идеи. Россия гибнет, как только она теряет сверхзначимость своей идеи, что подразумевает наличие миссии. Россия оказывается единственной страной способной противостоять уравнительному глобализму с его либерализированной этикой и изоляционистскому фундаментализму. В этом сегодня ее мессианское предназначение. Мессианская идея является неотъемлемой частью русской идеи. Мессианство диктует особый иконический способ видения России, который за плоскостью обыденности, следуя законам обратной перспективы, видит в сущем образы былого и грядущего. Образ русской Империи, соединяет в себе Землю и Космос русского человека. Как тут не «вспомнить Э. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.»

Логос. В условиях расширения информационной войны, и не только информационной, когда в геополитическом пространстве происходят тектонические изменения, пробуждение имперского духа является императивом и условием не только победы, но и выживания России. По моему мнению пора перестать стесняться и прятать величественный имперский лик страны под различными эвфемизмами. Россия вновь встала перед историческим выбором: осознать себя как Империя и соответственно заново обрести свое мессианское предназначение, или исчезнуть, превратившись в конгломерат враждующих друг с другом княжеств. Ясно, что при формировании имперского мышления в общественном сознании особая роль принадлежит публичному слову журналиста.

Итог. Однако состояние общественного сознания, пока далеки от того, чтобы стать питательной почвой взращивания имперских идеалов. Как отмечает профессор Е.А. Дугин:  «Условия растерянности массового сознания, неопределенности, размытости морально-нравственных критериев стали тем «бульоном», в котором «варились» и продолжают бытовать постсоветские поколения молодежи и представители среднего возраста. У 75 % современной российской молодежи практически отсутствуют устойчивые идеалы в том смысле, что для них жизненные цели не соотносятся с неким прообразом модели поведения, ценностных ориентиров.»[10]. Стало быть, пробуждение Имперского Духа России грандиозная по масштабу и беспрецедентная по сложности задача. Довольно очевидно, что перед журналистикой и, в целом перед медиа появляется ряд принципиально новых задач. Помимо трансляции в общественное сознание обновленных имперских смыслов из совокупного семантического пространства, требуется еще и формирование этого пространства, и стимулирование адаптации к нему своих аудиторий. Этому могут помочь современные коммуникативные и гуманитарные технологии. Может показаться, что здесь классическая задача агитации и пропаганды, к чему якобы можно свести все аспекты пробуждения Имперского Духа. Однако подобный взгляд явно ошибочный. Нельзя распропагандировать Империю и агитировать за нее людей, не чувствующими кровную связь с Империей Россия во всех направлениях времени. После мощной пропаганды глобалистической прогрессистской моды современности, стрела времени потеряла измерения былого и грядущего, а именно там Империя обретает сущную определенность. Но это только один аспект объясняющий неэффективность пропагандистских и ПР методов. Решением, наверное, является адекватное реагирование на событийные потоки, информационной, и не только, войны, свидетельствующие о духовном обнищании Запада. Получается, что в этом плане особую роль играет  новостная журналистика, вместе с интерпретирующей аналитикой. За границами газетных полос и телевизионных программ логос стремительно меняется и, журналистика просто обязана успевать за этим процессом.

 

Список источников

  1. Базаров Т.Ю.. См. Мистика транс-субъектности на фоне пандемии: ключ к антихрупкости. // психологическая газета 19 сентября 2023 URL:// https://psy.su/feed/9288/
  2. Гранин Ю. Д. Эволюция российского федерализма и трансформации коммуникативного пространства РФ / Вестник Академии медиаиндустрии : сб. ст. / [сост. авт., вступ. ст. Е. Я. Дугина]. — Москва : Академия медиаиндустрии, 2022. — № 4 (32). — 175 с. С39-57.
  3. Дугин Е. Я. Закономерности развития современной медиакоммуникации как основа теории медиа/ Вестник Академии медиаиндустрии : сб. ст. / [сост. авт., вступ. ст. Е. Я. Дугина]. — Москва : Академия медиаиндустрии, 2022. — № 4 (32). — 175 с. С13-24, с.18
  4. Калмыков А.А. Имперская идея в российском обществе: опыт аксиокоммуникативного анализа. // Ценности и коммуникации в современном обществе. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.;
  5. Калмыков А.А., Гиренок Ф.А. Россия: торная дорога в 21 век. // Бюллетень научной программы «особенности российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны» No 1 2007 г;
  6. Митрополит Филарет «О причинах наших успехов в войне 1812 года». Цитируется по «Православная Жизнь» № 9-10, 1997. Изд. Свято-Троицкого Монастыря в Джорданвилле Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY 13361;
  7. Соловьев, В.С. Русская идея : [перевод доклада, прочитанного в 1888 г. в Париже на фр. яз.] / Владимир Соловьев ; [пер. с фр. Г. А. Рачинского] Москва : Путь, 1911 С.3

 

References

  1. Bazarov T.Yu.. Sm. Mistika trans-sub«ektnosti na fone pandemii: klyuch k antixrupkosti. // psixologicheskaya gazeta 19 sentyabrya 2023 URL:// https://psy.su/feed/9288/
  2. Granin Yu. D. E`volyuciya rossijskogo federalizma i transformacii kommunikativnogo prostranstva RF / Vestnik Akademii mediaindustrii : sb. st. / [sost. avt., vstup. st. E. Ya. Dugina]. — Moskva : Akademiya mediaindustrii, 2022. — № 4 (32). — 175 s. S39-57.
  3. Dugin E. Ya. Zakonomernosti razvitiya sovremennoj mediakommunikacii kak osnova teorii media/ Vestnik Akademii mediaindustrii : sb. st. / [sost. avt., vstup. st. E. Ya. Dugina]. — Moskva : Akademiya mediaindustrii, 2022. — № 4 (32). — 175 s. S13-24, s.18
  4. Kalmy`kov A.A. Imperskaya ideya v rossijskom obshhestve: opy`t aksiokommunikativnogo analiza. // Cennosti i kommunikacii v sovremennom obshhestve. SPb.: Izd-vo Politexn. un-ta, 2012.;
  5. Kalmy`kov A.A., Girenok F.A. Rossiya: tornaya doroga v 21 vek. // Byulleten` nauchnoj programmy` «osobennosti rossijskoj kul`tury` i mentaliteta kak faktor social`no-e`konomicheskogo razvitiya strany`» No 1 2007 g;
  6. Mitropolit Filaret «O prichinax nashix uspexov v vojne 1812 goda». Citiruetsya po «Pravoslavnaya Zhizn`» № 9-10, 1997. Izd. Svyato-Troiczkogo Monasty`rya v Dzhordanville Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY 13361;
  7. Solov`ev, V.S. Russkaya ideya : [perevod doklada, prochitannogo v 1888 g. v Parizhe na fr. yaz.] / Vladimir Solov`ev ; [per. s fr. G. A. Rachinskogo] Moskva : Put`, 1911 S.3

 

Библиографический список

  1. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009;
  2. Ильин И.А. Наши задачи. — М., 1994;
  3. Иноземцев В.А. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. — 2009. — № 1;
  4. Колесников В.И. Правовой статус бывших протекторатов Российской империи после установления советской власти // История государства и права. — 2006. — № 10;
  5. Рибер А. Сравнивая континентальные империи // Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред.А.И. Миллера. М., 2007;
  6. Смолин М. Апология русского империализма // Меньшиков М.А. Национальная империя. М., 2008;
  7. Солоневич И. Народная монархия. М., 2006;
  8. Тимошенко В.П. Эволюция территориального устройства России Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2008;
  9. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2007;

 

Информация об авторе

А. А. Калмыков — доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры печати и новых медиа ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии». 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2.

[1] Гранин Ю. Д. Эволюция российского федерализма и трансформации коммуникативного пространства РФ / Вестник Академии медиаиндустрии : сб. ст. / [сост. авт., вступ. ст. Е. Я. Дугина]. — Москва : Академия медиаиндустрии, 2022. — № 4 (32). — 175 с. С39-57.

  1. [2] См Россия: торная дорога в 21 век. // Бюллетень научной программы «особенности российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны» No 1 2007 г . (в соавт. Гиренок Ф.А.); Мобилизующий образ России в сознании граждан. Матрица ключевых посланий.// Консультант директора No18(294)2007: . (в соавт. Гиренок Ф.А. Коханова Л.А.); Имперская идея в российском обществе: опыт аксиокоммуникативного анализа. // Ценности и коммуникации в современном обществе. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.; Образы НОО. Матрица ключевых посланий / научное издание. – Москва: Медиаиндустрия, 2013.; Имперская идея в российском обществе: аксиокоммуникативный аспект. // Философия коммуникации: проблемы и перспективы : монография: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.; Русский мир и западная цивилизация – аксиокоммуникативный Grand Canyon / Коммуникативные платформы для социальных и медийных инноваций. М.: Академия медиаиндустрии, 2014. и другие.

[3] Трактовку стрелы времени через былое, сущное и грядущее предложил отечественный психолог Т.Ю.Базаров. См. Мистика транс-субъектности на фоне пандемии: ключ к антихрупкости. // психологическая газета 19 сентября 2023 URL:// https://psy.su/feed/9288/

 

[4] См. http://avdejenko.ru/

[5] Соловьев, Владимир Сергеевич Русская идея : [перевод доклада, прочитанного в 1888 г. в Париже на фр. яз.] / Владимир Соловьев ; [пер. с фр. Г. А. Рачинского] Москва : Путь, 1911 С.3

[6] Именно народного, а не национального. Так как существование русского народа сомнений ни у кого не вызывает, а вот существование русской национальности строго говоря спорно, хотя бы потому что русский отвечает на вопрос КАКОЙ а не КТО.

[7] Митрополит Филарет «О причинах наших успехов в войне 1812 года». Цитируется по «Православная Жизнь» № 9-10, 1997. Изд. Свято-Троицкого Монастыря в Джорданвилле Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY 13361;

[8] Бытие 13:5-9

[9] Мф. 5:3—12

[10] Дугин Е. Я. Закономерности развития современной медиакоммуникации как основа теории медиа/ Вестник Академии медиаиндустрии : сб. ст. / [сост. авт., вступ. ст. Е. Я. Дугина]. — Москва : Академия медиаиндустрии, 2022. — № 4 (32). — 175 с. С13-24, с.18

Аннотация. Обсуждается связь понятий «Империя» и «имперскость» относительно современной России. Автор приходит к выводу об актуальности рассмотрения современной России, в качестве Империи и необходимости формирования с помощью соответствующих медийных инструментов имперского мышления в общественном сознании как условия расширения государственной политики развития.

Ключевые слова: Империя, Россия, русские, медиа

 

Для цитирования: Калмыков А. А. Пробуждение имперскогот духа. Роль отечекственных СМИ. // Вестник Академии медиаиндустрии. М. : Академия медиаиндустрии, 2023. № 3 (35). С. 77–88.

 

 

THE AWAKENING OF THE IMPERIAL SPIRIT. THE ROLE OF DOMESTIC MEDIA

ALEXANDER A. KALMYKOV

Abstract. The connection between the concepts of «Empire» in relation to modern Russia is discussed. The author comes to the conclusion about the relevance of considering modern Russia as an Empire and the need for the formation of imperial thinking in the public consciousness with the help of appropriate media tools as a condition for expanding the state war policy of development.

Keywords: Empire, Russia, Russians, media

For citation: Kalmykov A. A. The awakening of the Imperial spirit. The role of nedia // Bulletin of the Academy of Media Industry. Moscow : Academy of Media Industry, 2023. No. 3 (35). Р. 77–88.

 

 

 

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1