Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью

12 декабря 2010
от

Объектные технологии опираются прежде всего на достижение различных психологических школ:

•       О решающей роли бессознательного в детерминации чело­веческого поведения; способах преодоления механизмов пси­хологической защиты (психоанализ);

•       О рефлекторном закреплении («якоренение», «зомбирова-ние») определенным образом соотносящихся восприятий, пере­живаний, действий, о внушающей силе структуры, эмоциональ­ного тона, пространственно-временных характеристик информа­ции (бихевиоризм, нейролингвистическое программирование);

•       О роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружа­ющего мира, происходящих событий и информации (когни­тивная психология);

•       О структуре и динамике потребностей человека (гуманис­тическая психология)и др.

_______

» Когнитивный и эмоциональный механизмы в этих случаях более слабые (см. И.Л. Викеньев. Приемы рекламы и PR. — СПб., 1995. — С. 33).

** Особенно популярным стало использование в политике таких «новейших под­ходов», как приемы косвенного внушения, взятые из арсенала «информационно-психологических войн».

Выводы психологической науки активно используются PR-технологами для придания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усвояемости («просачиваемости») в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуатации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученными и применяемыми в практике предвыборных кампаний являются: эффект первичнос­ти, эффект авторитета, эффект «голос пророка», эффект повторе­ния, эффекты возложения ответственности и др.

Основной же компонент применяемых объектных технологий (который не всегда учитывают) — создание и использование ус­ловий, обеспечивающих такое изменение эмоционального и пси­хологического состояния получателя информации (адресата), ко­торое сужает доступный ему в данный момент диапазон выбора вариантов поведения. Именно решение этой задачи во многом предопределяет успех воздействия на человека. И большую часть «успеха» в решении этой задачи следует отнести к эффективно налаженной системе пропаганды в годы Советской власти, что до сих пор, несмотря на диаметральные перемены в обществе, мно­гие избиратели находятся в плену усвоенных в те времена схем мышления. И было бы наивным приписывать этот успех приемам пропаганды как таковым. Условием этого успеха была мощная система репрессивных мер против «инакомыслия», формировав­шая фоновую атмосферу страха, тревоги и резко повышавшая восприимчивость к пропагандистским технологиям. Примеры запугивания избирателей известны в предвыборных кампаниях последних лет.

Значительно подвержен простейшим манипуляциям и электо­рат так называемых депрессивных регионов, где значительная часть (до 40%) избирателей испытывает фрустрацию витальных потребностей и находится в постоянной борьбе за выживание*.

Весьма типичен для практики последнего времени выброс компромата в больших объемах от выпуска многополосных газет до специально подготовленных телематериалов, полностью по­священных очернению того или иного кандидата. Этот прием обеспечивает формирование атмосферы недоверия, агрессии, вы­зывает эмоциональный шок и тем самым создает условия, облег-

* На сколько повышается восприимчивость к информационному воздействию в кризисных экономических ситуациях очень знакомо политикам, применявшим ленинский принцип «чем хуже, тем лучше». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5. — Т. 6. — С. 182).

171

чающие продвижение имиджа другого кандидата. С другой сторо­ны, изменению восприимчивости избирателей к разного рода воз­действиям может служить и сдвиг эмоционального фона в сторо­ну положительных эмоций. Всеобщая эйфория никогда не спо­собствовала рациональному выбору.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1