Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью
Объектные технологии опираются прежде всего на достижение различных психологических школ:
• О решающей роли бессознательного в детерминации человеческого поведения; способах преодоления механизмов психологической защиты (психоанализ);
• О рефлекторном закреплении («якоренение», «зомбирова-ние») определенным образом соотносящихся восприятий, переживаний, действий, о внушающей силе структуры, эмоционального тона, пространственно-временных характеристик информации (бихевиоризм, нейролингвистическое программирование);
• О роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружающего мира, происходящих событий и информации (когнитивная психология);
• О структуре и динамике потребностей человека (гуманистическая психология)и др.
_______
» Когнитивный и эмоциональный механизмы в этих случаях более слабые (см. И.Л. Викеньев. Приемы рекламы и PR. — СПб., 1995. — С. 33).
** Особенно популярным стало использование в политике таких «новейших подходов», как приемы косвенного внушения, взятые из арсенала «информационно-психологических войн».
Выводы психологической науки активно используются PR-технологами для придания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усвояемости («просачиваемости») в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуатации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученными и применяемыми в практике предвыборных кампаний являются: эффект первичности, эффект авторитета, эффект «голос пророка», эффект повторения, эффекты возложения ответственности и др.
Основной же компонент применяемых объектных технологий (который не всегда учитывают) — создание и использование условий, обеспечивающих такое изменение эмоционального и психологического состояния получателя информации (адресата), которое сужает доступный ему в данный момент диапазон выбора вариантов поведения. Именно решение этой задачи во многом предопределяет успех воздействия на человека. И большую часть «успеха» в решении этой задачи следует отнести к эффективно налаженной системе пропаганды в годы Советской власти, что до сих пор, несмотря на диаметральные перемены в обществе, многие избиратели находятся в плену усвоенных в те времена схем мышления. И было бы наивным приписывать этот успех приемам пропаганды как таковым. Условием этого успеха была мощная система репрессивных мер против «инакомыслия», формировавшая фоновую атмосферу страха, тревоги и резко повышавшая восприимчивость к пропагандистским технологиям. Примеры запугивания избирателей известны в предвыборных кампаниях последних лет.
Значительно подвержен простейшим манипуляциям и электорат так называемых депрессивных регионов, где значительная часть (до 40%) избирателей испытывает фрустрацию витальных потребностей и находится в постоянной борьбе за выживание*.
Весьма типичен для практики последнего времени выброс компромата в больших объемах от выпуска многополосных газет до специально подготовленных телематериалов, полностью посвященных очернению того или иного кандидата. Этот прием обеспечивает формирование атмосферы недоверия, агрессии, вызывает эмоциональный шок и тем самым создает условия, облег-
* На сколько повышается восприимчивость к информационному воздействию в кризисных экономических ситуациях очень знакомо политикам, применявшим ленинский принцип «чем хуже, тем лучше». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5. — Т. 6. — С. 182).
171
чающие продвижение имиджа другого кандидата. С другой стороны, изменению восприимчивости избирателей к разного рода воздействиям может служить и сдвиг эмоционального фона в сторону положительных эмоций. Всеобщая эйфория никогда не способствовала рациональному выбору.