Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью

12 декабря 2010
от

Специфика диалоговых технологий проявляется и на последу­ющих стадиях избирательной кампании. Пожалуй, самая напря­женная — овладение инициативой, когда в силу вступает сорев­новательный компонент, который до этой стадии присутствовал более или менее в скрытой форме. Структура взаимодействия между кандидатами-соперниками порождает борьбу за овладение коммуникативной инициативой и связана со стремлением макси­мально эффективно ее реализовать. Расширение коммуникатив­ной зоны переводит диалог в многостороннее общение (полило­гическое). Такая коммуникативная форма требует быстрого при­нятия решений в условиях дефицита информации, а также интуиции и творчества.

Кандидат, который доказал свое право претендовать, теперь должен говорить. Избиратель готов его слушать и хочет его услы­шать. Именно здесь появляется возможность полновесно заявить программные позиции и раскрыть личностные характеристики имиджа. В этот момент должны быть задействованы все каналы распространения информации. Характер коммуникационной формы становится более монологичным, так как на этом этапе больше преобладают высказывания личности как субъект-ор­ганизатора действий слушания других субъектов — участников общения.

Критерием эффективности работы команды и политика на этих стадиях системного взаимодействия является умеренный дефицит информации. (Избиратель получает информацию, но не чувствует ее избытка.) В этом случае информация, к восприятию которой избиратель готов, успешно перерабатывается. Здесь важ­но почувствовать приближение порога насыщения. Избиратель как будто уходит в себя, берет паузу для окончательного решения и затем ставит свою точку. Диалог на этой стадии становится немногословным, но он должен быть построен по всем канонам диалогической методологии (см. §2.3). Избиратель как никогда требует к себе уважения, он обесценивает большую долю той «пропаганды», которую воспринимал ранее, его легко обидеть пренебрежением, назойливостью, монотонностью.

Окончание кампании, ее последняя точка — это подтвержде­ние силы кандидата. И даже, если сегодня не его игра, дверь для нового диалога нужно оставить открытой. В любом случае политик

183

на время уходит с публичной арены и для закрепления личностной стороны имиджа даже в этом случае нужно общение (реплики, комментарии, первое исполнение обещаний). В этот период край­не необходим анализ технологий, используемых и для внешнего и для внутреннего диалога. Залог эффективности диалоговых техно­логий состоит в их точности, это живые, уникальные, неповтори­мые (в отличие от объектных) приемы, сочетающие в себе извест­ные азбучные ходы и нечто рожденное «здесь и сейчас».

Предвыборная кампания — это не линейное предзаданное продолжение событий, развивающихся в социальном субъекте. Это всегда его особое состояние. В подобных особых состояниях всегда появляются новые возможности. Не будь этого — выбор был бы заранее известен. Убеждение, что избирателю можно навя­зать любой выбор, сегодня уже иллюзия*. Движение реки нельзя повернуть вспять**, его можно лишь замедлить (ускорить), можно заставить реку пойти более извилистым путем или спрямить рус­ло. В этой метафоре заключается главная идея субъектной методо­логии, наиболее четко звучащая в восточной философской пара­дигме: максимальный эффект достижим, если естественную энер­гию процесса направить в нужное русло.

Гибкость и искусство диалога в том и состоит, чтобы высвобо­дить и направить соответствующую энергию, уже изначально при­сутствующую в социальной предвыборной ситуации. Восточная парадигма свидетельствует, что за диалоговым подходом стоит не менее древняя философская традиция, чем за объектным подхо­дом. Если говорить о разработках последнего времени, то психоло­гическая наука преуспела не только в понимании «теневых» сторон человеческой психики, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики и, в частности, надличностной структуры психики — коллективного бессознательного, — присущей каждо­му индивиду, вне зависимости от расы либо культуры. (Коллектив­ное бессознательное содержит все духовное наследие человече­ской эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой струк­туре отдельного человека»)187. Опора прежде всего на базовые

* Теоретически справедливо утверждение, что любого человека можно сделать Президентом. Это лишь вопрос времени и привлеченных ресурсов. На практике же необходимый объем нужных ресурсов при отсутствии достаточных стартовых усло­вий делает такую задачу практически неразрешимой.

** К какой бы катастрофе привело решение о повороте сибирских рек — теперь известно каждому.

|95См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991; Юнг К.Г. О современных мифах. — М., 1994; G.G. Jung. Collected Works. Vol. 8. p. 342. и др.

184

пласты, а не на ситуативные реакции человека во многом, собст­венно, и предопределяет принципиальную возможность получе­ния устойчивого и долгосрочного эффекта при применении диало­говых технологий. В политическом же PR, вооружившись стан­дартным набором приемов и методов (стандартные приемы всегда предполагают и стандартные условия их применения), трудно рас­считывать на успех, особенно в наше время — время нестандарт­ных ситуаций и нестандартных людей. Поэтому сегодня (как мо­жет быть никогда ранее) наиболее практичной и эффективной в PR является диалоговая методология. Именно творческий, пост­роенный на этичности и эффективности PR будет являться пер­спективой и молодого российского политического PR в том числе.

Из книги Коханов Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности (Социоло­гический аспект): Монография. — М.:  Изд. «РИП-холдинг»,  2004. — 202 с: ил. — серия «Академия рекламы».

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Написать ответ

 

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1