Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью
Специфика диалоговых технологий проявляется и на последующих стадиях избирательной кампании. Пожалуй, самая напряженная — овладение инициативой, когда в силу вступает соревновательный компонент, который до этой стадии присутствовал более или менее в скрытой форме. Структура взаимодействия между кандидатами-соперниками порождает борьбу за овладение коммуникативной инициативой и связана со стремлением максимально эффективно ее реализовать. Расширение коммуникативной зоны переводит диалог в многостороннее общение (полилогическое). Такая коммуникативная форма требует быстрого принятия решений в условиях дефицита информации, а также интуиции и творчества.
Кандидат, который доказал свое право претендовать, теперь должен говорить. Избиратель готов его слушать и хочет его услышать. Именно здесь появляется возможность полновесно заявить программные позиции и раскрыть личностные характеристики имиджа. В этот момент должны быть задействованы все каналы распространения информации. Характер коммуникационной формы становится более монологичным, так как на этом этапе больше преобладают высказывания личности как субъект-организатора действий слушания других субъектов — участников общения.
Критерием эффективности работы команды и политика на этих стадиях системного взаимодействия является умеренный дефицит информации. (Избиратель получает информацию, но не чувствует ее избытка.) В этом случае информация, к восприятию которой избиратель готов, успешно перерабатывается. Здесь важно почувствовать приближение порога насыщения. Избиратель как будто уходит в себя, берет паузу для окончательного решения и затем ставит свою точку. Диалог на этой стадии становится немногословным, но он должен быть построен по всем канонам диалогической методологии (см. §2.3). Избиратель как никогда требует к себе уважения, он обесценивает большую долю той «пропаганды», которую воспринимал ранее, его легко обидеть пренебрежением, назойливостью, монотонностью.
Окончание кампании, ее последняя точка — это подтверждение силы кандидата. И даже, если сегодня не его игра, дверь для нового диалога нужно оставить открытой. В любом случае политик
183
на время уходит с публичной арены и для закрепления личностной стороны имиджа даже в этом случае нужно общение (реплики, комментарии, первое исполнение обещаний). В этот период крайне необходим анализ технологий, используемых и для внешнего и для внутреннего диалога. Залог эффективности диалоговых технологий состоит в их точности, это живые, уникальные, неповторимые (в отличие от объектных) приемы, сочетающие в себе известные азбучные ходы и нечто рожденное «здесь и сейчас».
Предвыборная кампания — это не линейное предзаданное продолжение событий, развивающихся в социальном субъекте. Это всегда его особое состояние. В подобных особых состояниях всегда появляются новые возможности. Не будь этого — выбор был бы заранее известен. Убеждение, что избирателю можно навязать любой выбор, сегодня уже иллюзия*. Движение реки нельзя повернуть вспять**, его можно лишь замедлить (ускорить), можно заставить реку пойти более извилистым путем или спрямить русло. В этой метафоре заключается главная идея субъектной методологии, наиболее четко звучащая в восточной философской парадигме: максимальный эффект достижим, если естественную энергию процесса направить в нужное русло.
Гибкость и искусство диалога в том и состоит, чтобы высвободить и направить соответствующую энергию, уже изначально присутствующую в социальной предвыборной ситуации. Восточная парадигма свидетельствует, что за диалоговым подходом стоит не менее древняя философская традиция, чем за объектным подходом. Если говорить о разработках последнего времени, то психологическая наука преуспела не только в понимании «теневых» сторон человеческой психики, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики и, в частности, надличностной структуры психики — коллективного бессознательного, — присущей каждому индивиду, вне зависимости от расы либо культуры. (Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека»)187. Опора прежде всего на базовые
* Теоретически справедливо утверждение, что любого человека можно сделать Президентом. Это лишь вопрос времени и привлеченных ресурсов. На практике же необходимый объем нужных ресурсов при отсутствии достаточных стартовых условий делает такую задачу практически неразрешимой.
** К какой бы катастрофе привело решение о повороте сибирских рек — теперь известно каждому.
|95См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991; Юнг К.Г. О современных мифах. — М., 1994; G.G. Jung. Collected Works. Vol. 8. p. 342. и др.
184
пласты, а не на ситуативные реакции человека во многом, собственно, и предопределяет принципиальную возможность получения устойчивого и долгосрочного эффекта при применении диалоговых технологий. В политическом же PR, вооружившись стандартным набором приемов и методов (стандартные приемы всегда предполагают и стандартные условия их применения), трудно рассчитывать на успех, особенно в наше время — время нестандартных ситуаций и нестандартных людей. Поэтому сегодня (как может быть никогда ранее) наиболее практичной и эффективной в PR является диалоговая методология. Именно творческий, построенный на этичности и эффективности PR будет являться перспективой и молодого российского политического PR в том числе.
Из книги Коханов Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности (Социологический аспект): Монография. — М.: Изд. «РИП-холдинг», 2004. — 202 с: ил. — серия «Академия рекламы».