Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью
Принцип диалогичности предполагает творческий учет обратной связи. Руководствуясь принципом симметричности, кандидат (лидер) должен учитывать ожидания, установки, интересы избирателей. В этом смысле соединяются два аспекта взаимодействия — подстройка и ведение, но не как два разделенных во времени этапа, а как одновременно присутствующие элементы, так как «уже на стадии диагностики предвыборной ситуации точность сформулированного вопроса предопределяет информативность полученного ответа»187.
Если говорить о рекламном ролике, листовке или статье в газете, то их эффект зависит от доступности формы для конкретного адресата. Например, известно, что «человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие «человек в кадре» с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации»188. Более того, эффект возрастает, если адресат узнает в информации свою мысль, при этом выраженную так, что он не находит ее банальной.
Этой проблеме «встречного движения» в познании и понимании уделяли внимание многие философы и психологи189. Решению именно этой проблемы было создание Э. Бернэйзом симметричной модели PR и ее гуманистическая направленность в практике европейской школы PR.
Не следует отрицать, что каждая избирательная кампания, хотя и уникальна сама по себе в силу динамичности развития социальной системы, содержит общие элементы, что предполагает применение стандартных рецептов (подготовка лозунгов, слоганов, текстов
186 Бахтин М.М.. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975 — С. 88, 90.
187Кошелюк М. Выборы: Магия игры. Технология победы. — М.: Макцентр, 2000. — С. 22.
188 Мельник Г. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. — СПб.: С.-Петербургский ун-т, 1996.
18<) Брудный А.А. Психологическая герменевтика.: Уч. Пособие. — М., 1998; Карев А.В. и др. Экзегетика: — СПб., 1997; Медведев В.И, Объяснение. Понимание. Язык. — СПб., 1997; Панарин А.С. Понимание и консенсус / в сб. История как объект философского знания. — М.: 1991; Прохоров Е.П. Журналистика в режиме диалога. — М., 1995.
175
и т. п.) Однако у каждой кампании есть своя ключевая линия, что ограничивает эффективность стандартных технологий. Диалогический же принцип предполагает выстраивание уникального (своего) сюжета кампании из множества более или менее стандартных компонентов, подобно тому «как уникальная мысль выражается стандартным набором слов»190.
Одной из отличительных особенностей диалоговых технологий является сценарное планирование выборной кампании (при объектном подходе обычно используют пошаговое технологическое планирование).
Перечень компонентов выборной кампании присутствует вне зависимости от того, какие технологии будут приняты. Это организация штаба, продвижение имиджа кандидата, агитация и т. п. Однако успех кампании, по мнению специалистов-практиков PR, будет зависеть не только от этого набора и не столько от уровня профессионализма команды, столько от того, каким образом из этих компонентов выстраивается кампания в целом.
Опыт многих выборных кампаний (в которых принимал участие и автор) показывает, что обычно кампании строятся по принципу (если говорить языком техники) «последовательно-параллельной сборки». Процесс такого конструирования и переносится в область социальных технологий сопровождения предвыборной кампании.
Альтернативный принцип* предполагает движение не от части к целому, а от одного целого к другому. (Если пользоваться тем же техническим языком, то этот вид можно назвать «агрегатной сборкой».) Однако психологи, исследуя процессы формирования образа, используют термин «последовательной фокусировки»191. Согласно этому имидж политика не может быть собран из отдельных черт. Он изначально существует как целостный образ, который со временем может качественно изменяться, становиться, например, более определенным. Принцип «фокусировки» предполагает членение процесса сопровождения кампании, но не на отдельные операции, а на этапы, каждый из которых является
190КошелкжМ., -С. 23.
* Находит все более широкое применение в ведущих PR-агенствах, например, «Миссия —Л», Николло-М и др. (см., например, Кошелкж М. Выборы: Магия игры. Технология победы. — М.: Макцентр, 2000.
191 См. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1998; Пузырей А.А. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности. // Восприятие и деятельность. — М., 1976. — С. 293—319.; Фура Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации. Дисс. канд. псих. наук. — М., 1996. — С. 34.
176
своего рода микрокампанией и в этом смысле завершенным процессом. Естественно, изначальное деление процесса взаимодействия на простые инвариантные фрагменты позволяет описывать их упрощенными схемами, легко воспроизводить и доводить конкретные операции до технологического совершенства. Этим объектный подход и проще и привлекательнее. Однако проще не значит эффективнее. Об этом мы будем говорить чуть ниже.