Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью

12 декабря 2010
от

Принцип диалогичности предполагает творческий учет обратной связи. Руководствуясь принципом симметричности, кандидат (ли­дер) должен учитывать ожидания, установки, интересы избирателей. В этом смысле соединяются два аспекта взаимодействия — подст­ройка и ведение, но не как два разделенных во времени этапа, а как одновременно присутствующие элементы, так как «уже на стадии диагностики предвыборной ситуации точность сформулированного вопроса предопределяет информативность полученного ответа»187.

Если говорить о рекламном ролике, листовке или статье в газе­те, то их эффект зависит от доступности формы для конкретного адресата. Например, известно, что «человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, по­этому взаимодействие «человек в кадре» с аудиторией подчиняет­ся тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации»188. Более того, эффект возрастает, если адресат уз­нает в информации свою мысль, при этом выраженную так, что он не находит ее банальной.

Этой проблеме «встречного движения» в познании и понима­нии уделяли внимание многие философы и психологи189. Реше­нию именно этой проблемы было создание Э. Бернэйзом симме­тричной модели PR и ее гуманистическая направленность в прак­тике европейской школы PR.

Не следует отрицать, что каждая избирательная кампания, хотя и уникальна сама по себе в силу динамичности развития социальной системы, содержит общие элементы, что предполагает применение стандартных рецептов (подготовка лозунгов, слоганов, текстов

186 Бахтин М.М.. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975 — С. 88, 90.

187Кошелюк М. Выборы: Магия игры. Технология победы. — М.: Макцентр, 2000. — С. 22.

188 Мельник Г. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. — СПб.: С.-Петербургский ун-т, 1996.

18<) Брудный А.А. Психологическая герменевтика.: Уч. Пособие. — М., 1998; Ка­рев А.В. и др. Экзегетика: — СПб., 1997; Медведев В.И, Объяснение. Понимание. Язык. — СПб., 1997; Панарин А.С. Понимание и консенсус / в сб. История как объект философского знания. — М.: 1991; Прохоров Е.П. Журналистика в режиме диалога. — М., 1995.

175

и т. п.) Однако у каждой кампании есть своя ключевая линия, что ог­раничивает эффективность стандартных технологий. Диалогичес­кий же принцип предполагает выстраивание уникального (своего) сюжета кампании из множества более или менее стандартных ком­понентов, подобно тому «как уникальная мысль выражается стан­дартным набором слов»190.

Одной из отличительных особенностей диалоговых техноло­гий является сценарное планирование выборной кампании (при объектном подходе обычно используют пошаговое технологичес­кое планирование).

Перечень компонентов выборной кампании присутствует вне зависимости от того, какие технологии будут приняты. Это орга­низация штаба, продвижение имиджа кандидата, агитация и т. п. Однако успех кампании, по мнению специалистов-практиков PR, будет зависеть не только от этого набора и не столько от уровня профессионализма команды, столько от того, каким образом из этих компонентов выстраивается кампания в целом.

Опыт многих выборных кампаний (в которых принимал участие и автор) показывает, что обычно кампании строятся по принципу (если говорить языком техники) «последовательно-параллельной сборки». Процесс такого конструирования и переносится в область социальных технологий сопровождения предвыборной кампании.

Альтернативный принцип* предполагает движение не от части к целому, а от одного целого к другому. (Если пользоваться тем же техническим языком, то этот вид можно назвать «агрегатной сборкой».) Однако психологи, исследуя процессы формирования образа, используют термин «последовательной фокусировки»191. Согласно этому имидж политика не может быть собран из от­дельных черт. Он изначально существует как целостный образ, который со временем может качественно изменяться, становить­ся, например, более определенным. Принцип «фокусировки» предполагает членение процесса сопровождения кампании, но не на отдельные операции, а на этапы, каждый из которых является

190КошелкжМ., -С. 23.

* Находит все более широкое применение в ведущих PR-агенствах, например, «Миссия —Л», Николло-М и др. (см., например, Кошелкж М. Выборы: Магия игры. Технология победы. — М.: Макцентр, 2000.

191 См. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1998; Пузырей А.А. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности. // Восприятие и деятельность. — М., 1976. — С. 293—319.; Фура Р.Ф. Имидж поли­тического лидера: психологическая структура и пути оптимизации. Дисс. канд. псих. наук. — М., 1996. — С. 34.

176

своего рода микрокампанией и в этом смысле завершенным про­цессом. Естественно, изначальное деление процесса взаимодей­ствия на простые инвариантные фрагменты позволяет описывать их упрощенными схемами, легко воспроизводить и доводить кон­кретные операции до технологического совершенства. Этим объ­ектный подход и проще и привлекательнее. Однако проще не зна­чит эффективнее. Об этом мы будем говорить чуть ниже.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Написать ответ

 

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1