ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

29 октября 2010
от

Реконструкция теории коммуникации как области знания. Цель: диалогически-диалектическая согласованность

Размышляя о путях преодоления несогласованности, мы не должны ставить целью создание химерически объединенной теории коммуникации «где-то за радугой». Такая теория всегда останется вне досягаемости, а если и можно было бы достичь этого, нам, вероятно, не стоило бы к этому стре-миться. Ни одна активная область исследования не имеет абсолютно единой теории. Идеально согласованное знание оказалось бы статичным и мертвым, в то время как практика коммуникации — это область жизни, она постоянно развивается на житейской сцене случайностей и конфликтов. Теория коммуникации как теория такой практики, вероятно, никогда не обретет окончательную, единую форму. Целью, на самом деле, должно стать то са-мое условие, которого так стремился избежать Данс (Dance, 1970): теоретическое многообразие, аргументация, полемика, пусть даже ценой возникающих время от времени академических перестрелок. Цель — это не такое состояние, когда нам не о чем спорить, но когда мы лучше понимаем, что у всех нас для обсуждения есть что-то очень важное.

Впрочем, как не следует гоняться за химерой единой теории, так не следует позволять антидисциплинарности отвлечь наше, внимание от исследований. Плодотворные теоретические споры чаще возникают на основе дисциплинарной матрицы, отталкиваясь от базовых допущений, разделяемых всеми. Дисциплинарность при этом не предполагает подавления многообразия или отказ от взаимодействия с другими дисциплинами8. Наличие дисциплины означает лишь то, как минимум, что многие из нас согласились не соглашаться относительно определенных вещей, имеющих важное значение и потому заслуживающих обсуждения. В этом смысле дисциплина — это «говорящее сообщество, имеющее традиции проведения дискуссий» (Shotter, 1997), не больше и не меньше.

Цель коротко можно определить как диалогически-диалектическую согласованность: достижение общего понимания о взаимодополняемости и напряженности между различными типами теории коммуникации, понимания того, что эти разные теории не могут нормально развиваться в полной изоляции, но должны вовлекать друг друга в полемику. В своей работе я

77

намерен исследовать условия, при которых возможно реконструирование теории коммуникации в рамках практической дисциплины так, чтобы выявить отмеченные выше взаимодополняемость и напряженность и, тем самым, создать согласованную область знания. Для решения этой задачи будет предложена теоретическая матрица, сконструированная на основе двух принципов. Первый из них выведен из «конститутивной» модели коммуникации, которая представляет собой еще одну попытку концептуализации теории коммуникации как области знания, однако, рассматривая эту модель в рефлексивном ракурсе, можно взглянуть на нее совершенно по-другому.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Один ответна «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ »

  1. Михаил Петрович на 4 мая 2016 из 1:59

    «Отсутствует общетеоретический канон» — Общетеоретическим каноном теории коммуникации казалось бы должна стать собственно логика коммуникации, имеющая особые отличия от традиционной формальной логики.
    К сожалению, среди перечисленных автором риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной и критической традиции пропущена логическая традиция.

    Между тем, у теории коммуникации много точек пересечения с традиционной формальной логикой (ТФЛ). А ещё больше теория коммуникации соприкасается с элементарной диалектической логикой (ЭДЛ) как областью диалектико-логического знания и новым концептом «диалога» как логической формы. При том, что диалог — это одна из центральных категорий теории коммуникации.

    Грачёв Михаил Петрович.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1